Резолютивная часть решения оглашена "08" августа 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "09" августа 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
***- |
руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
-***- представителя ООО "Аксиома НК", по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-1184/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГКУ "ЦИТ Кузбасса" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139200000124012237 "Поставка моноблоков",
установила:
05.08.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Аксиома НК" (вх. N 8742-ЭП/2024) на действия заказчика - ГКУ "ЦИТ Кузбасса" при проведении электронного аукциона N 0139200000124012237 "Поставка моноблоков".
По мнению заявителя, извещение об электронном аукционе не соответствует
требованиям законодательства о контрактной системе, а именно:
1) заказчиком при описании объекта закупки в нарушение требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 использованы характеристики, не поименованные в КТРУ, тогда как их использование в рассматриваемом случае неправомерно учитывая установление заказчиком ограничений в рамках Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
2) Заказчик в Извещении не установил запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
23.07.2024 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - ГКУ "ЦИТ Кузбасса" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000124012237 "Поставка моноблоков".
Начальная максимальная цена контракта - 4 189 500,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки (пункт 5 Постановления Правительства РФ N 878).
Исходя из изложенных норм, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенный в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленный Постановлением Правительства РФ N 878 заказчики обязаны установить ограничение в соответствии с указанным Постановлением.
В данный Перечень включены машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода (код ОКПД 26.20.15).
Объектом настоящей закупки согласно извещению об электронном аукционе является поставка моноблоков (ОКПД2 26.20.15.140 - Моноблоки).
В извещении указано: Устанавливаются меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В КТРУ присутствует позиция 26.20.15.000-00000037 - компьютер персональный настольный (моноблок). Данная позиция КТРУ содержит соответствующие характеристики.
Комиссией установлено, что заказчиком в описании объекта закупки использованы характеристики КТРУ 26.20.15.000-00000037.
Между тем присутствует характеристика не поименованная в КТРУ, а именно: Функции программного инструмента мониторинга. Русский язык интерфейса централизованной системы управления и мониторинга. Наличие руководства администратора на русском языке. Техническая поддержка на русском языке. Получение данных: - информация о базовой системе ввода-вывода; - тип и версия ОС; - системные процессы; - аппаратные компоненты. Обеспечена возможность мониторинга и отображения статуса компонентов устройства: - центрального процессора; - оперативной памяти; - дисковой подсистемы; - видеоадаптера; - сетевого карты. Обеспечена возможность инвентаризации устройства для идентификации: - серийного номера устройства; - имя устройства. Возможность отслеживания аппаратной конфигурации для отслеживания изъятия или замены компонентов устройства. Возможность получения и отображения актуальной информации о гарантийном статусе оборудования. Уведомление администратора Системы о возникающих событиях с помощью эл. Почты и Telegram. Выполнение журналирования событий. Функция установки граничных значений для формирования событий.
Из письменных пояснений заказчика следует, что в разделе "Общие требования" описания характеристик объекта закупки у Заказчика нет требований к гарантийным обязательствам, а есть только упоминания о них в контексте требований к электронным техническим паспортам (на каждый моноблок), которые должны быть размещены на сайте производителя в сети Интернет, с указанием в них описания условий гарантийного и послегарантийного обслуживания.
В разделе "Система мониторинга из единого реестра отечественных программ для ЭВМ и БД" описания характеристик объекта закупки указано требование о том, что система мониторинга должна быть зарегистрирована в Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД. Описание функционала приводится в разделах "Функции программного инструмента мониторинга" и "Централизованная система управления и мониторинга, не требующая дополнительных финансовых затрат в процессе эксплуатации". Заказчику нужна такая централизованная система мониторинга, которая позволяет:
- осуществлять автоматический сбор сведений о работоспособности моноблоков, а также отправлять уведомления (почта, telegram) о наступлении критических событий, связанных с нарушением их функциональности, при этом данная система будет являться единой точкой входа для Заказчика по мониторингу всех моноблоков, в связи с чем предложение пользоваться сервисом мониторинга операционных систем является неприемлемым для Заказчика из-за неэффективности (больших трудозатрат) по контролю каждого моноблока в отдельности.
- отслеживать аппаратную конфигурацию, фиксируя изъятия или замену компонентов устройства, что крайне необходимо Заказчику для упорядочивания учета оборудования в учреждении.
- получать и отображать актуальную информацию о гарантийном статусе оборудования для учета при планировании бюджета на постгарантийное обслуживание данных моноблоков, что не имеет отношения к гарантийным обязательствам, описанным в разделе гарантийного обслуживания моноблоков в соответствующем разделе Контракта.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, установление дополнительных характеристик противоречит п. 5 Постановления Правительства РФ N 145, так как данный товар включен в перечень ПП РФ 878. Кроме того, неуказание заказчиком обязательного к применению кода КТРУ 26.20.15.000-00000037, свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ.
Установлено, что для участия в аукционе поданы и допущены к участию заявки 2 участников закупки, предложивших товар различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, в том числе с точки зрения ограничения конкуренции среди производителей.
Заявитель указывает на то, что Заказчик в Извещении не установил запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия Кемеровского УФАС России отмечает, что запрет, определенный п. 2 Постановления N1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в п. 2(1) Постановления N1236.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минцифры России от 15.12.2022 NП11-2-05-106-94501, письме Минфина России от 29.11.2022 N24-06-06/116710.
С учетом факта отсутствия в извещении о проведении закупки требования об установке программного обеспечения и передачи прав на него вследствие поставки моноблоков, Комиссия приходит к выводу о правомерном неустановлении запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Довод заявителя является необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
Комиссия Кемеровского УФАС России вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В рассматриваемом случае Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии целесообразности в выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, основываясь на следующем:
- заказчиком при описании основных характеристик требуемого к поставке оборудования установлены характеристики в соответствии с соответствующей позицией КТРУ;
- заказчиком установлены стимулирующие меры согласно Постановлению правительства N 878 в рамках национального режима, что является одной из приоритетных задач в рамках реализации национальных проектов;
- в рамках закупки для участи в аукционе поданы и допущены к участию 2 заявки участников закупки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки, в том числе с точки зрения ограничения конкуренции среди производителей.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Аксиома на действия заказчика - ГКУ "ЦИТ Кузбасса" при проведении при проведении электронного аукциона N 0139200000124012237 "Поставка моноблоков" частично обоснованной.
2.Признать заказчика - ГКУ "ЦИТ Кузбасса" нарушившим требования подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, части 6 статьи 23 ФЗ N44-ФЗ.
3.Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-1184/2024 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 9 августа 2024 г. N 042/06/33-1184/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - ктру - характеристика - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024