Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии:
Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
в присутствии представителей Заказчика - Государственного казенного учреждения "Служба спасения и защиты населения в чрезвычайных ситуациях Курганской области" (далее - ГКУ "Служба спасения Курганской области", Заказчик) - Накоряковой Т.С. (доверенность N 21 от 26.07.2024 г.), Кривоногова В.А. (доверенность N 22 от 26.07.2024 г.), Гулькевича Д.А. (доверенность N 23 от 26.07.2024 г.),
в присутствии представителя Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - ГКУ "ЦЗБУ КО", Уполномоченное учреждение) - Гаева Е.Е. (доверенность N 1 от 09.01.2024 г.),
в отсутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО ИНВЕСТ" (далее - ООО "ЕВРО ИНВЕСТ", Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало,
рассмотрев жалобу ООО "ЕВРО ИНВЕСТ" на действия Заказчика - ГКУ "Служба спасения Курганской области", при участии Уполномоченного учреждения - ГКУ "ЦЗБУ КО", при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на предоставление услуги по фиксации нарушений гражданами правил дорожного движения на дорогах Курганской области (извещение N 0843500000224004187), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
24.07.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "ЕВРО ИНВЕСТ" (вх. N 3246/24) на действия Заказчика - ГКУ "Служба спасения Курганской области", при участии Уполномоченного учреждения - ГКУ "ЦЗБУ КО", при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на предоставление услуги по фиксации нарушений гражданами правил дорожного движения на дорогах Курганской области (извещение N 0843500000224004187).
В жалобе Заявитель указывает следующее:
1. Заказчик неправомерно установил в извещении о проведении закупки запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
2. В нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе не установлены ограничения на поставку иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
3. Аукционная документация содержит множество противоречивых и неоднозначных пунктов. В документации об аукционе отсутствует информация позволяющая участникам определить объем услуг и соответственно рассчитать издержки необходимые для исполнения контракта
4. Заказчик не обосновал почему не применяет среднее значение НМЦК для проведения закупки. Среднее значение НМЦК по трем КП составляет 7 410 866,95 рублей, а объявлена закупка по наименьшему КП - 6 800 000,00 руб.
Заявитель просит приостановить проведение аукциона в электронной форме до рассмотрения настоящей жалобы по существу; провести внеплановую проверку аукционной документации; признать жалобу обоснованной; выдать государственному заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились. Более подробно свою позицию относительно доводов жалобы изложили в письменных пояснениях на жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Уполномоченное учреждение в материалы дела представило письменные возражения относительно своей позиции по доводам, изложенных в жалобе, из которых следует, что также не согласно с доводами Заявителя, считает их необоснованными, лишенными правовых оснований. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 16.07.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на предоставление услуги по фиксации нарушений гражданами правил дорожного движения на дорогах Курганской области (извещение N 0843500000224004187).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 800 000 рублей 00 копеек.
Заказчиком является ГКУ "Служба спасения Курганской области".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся.
Размещение закупки осуществляло Уполномоченное учреждение - ГКУ "ЦЗБУ КО".
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Относительно первого довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление N 1236.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона применяется запрет, предусмотренный Постановлением N 1236.
Объектом рассматриваемой закупки является предоставление услуги по фиксации нарушений гражданами правил дорожного движения на дорогах Курганской области.
Постановлением N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Необходимо отметить, что под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него.
Следует отметить, что в ходе исполнения контракта при оказании комплексной по фиксации нарушений гражданами правил дорожного движения на дорогах Курганской области не возникает обязательств по поставке и (или) передаче прав на программное обеспечение, данный факт подтвердили представители Заказчика.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что в соответствии с соглашением об информационном взаимодействии между МВД России и Правительством Курганской области, информация с комплексов ФВФ поступает в УМВД России по Курганской области для автоматизации деятельности центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее - ЦАФАП Госавтоинспекции) на базе специального программного обеспечения "Паутина" (далее - СПО "Паутина").
СПО "Паутина" повышает эффективность деятельности правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, противодействию преступности, в том числе экстремистской и террористической направленности. Система использует ЦАФАП Госавтоинспекции, что обеспечивает оптимизацию и унификацию взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и МВД России.
Информационное взаимодействие между сторонами осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных", Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3 "О полиции" и иных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с протоколом информационного взаимодействия, МВД России предоставляет санкционированный доступ к СПО "Паутина", в том числе для обеспечения безопасности при обмене информацией в электронном виде.
В ходе оказания услуг, заказчику передается информация с комплексов фотовидеофиксации о выявленных нарушениях правил дорожного движения.
Указанная передача происходит при помощи программного обеспечения комплексов фотовидеофиксации.
Правительство Курганской области в свою очередь предоставляет МВД России по Курганской области информацию с комплексов ФВФ о проездах ТС и нарушениях правил дорожного движения.
В связи с чем, в извещении о проведении электронного аукциона и был установлен запрет по Постановлению N 1236.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что программное обеспечение (передача прав на него) при проведении рассматриваемой закупки не является отельным товаром, передача прав на программное обеспечение в рамках исполнения контракта не предусмотрена.
Таким образом в данном случае не имеется оснований для установления запрета в соответствии с Постановление N 1236.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика содержится нарушения части 3 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном установлении при проведении рассматриваемой закупки запрета в соответствии с Постановлением N 1236.
На основании вышеизложенного, довод жалобы Комиссией Курганского УФАС России признан обоснованным.
Относительно второго довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлены ограничения согласно Постановления N 878.
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 878.
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения пояснили, что ограничения допуска, предусмотренные положениями Постановления N 878, не устанавливались в извещении о проведении электронного аукциона, так как такие условия допуска и ограничения устанавливаются исключительно в случае поставки товара и не подлежат установлению в случае оказания услуг, выполнения работ.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что совместным письмом Минфина России N 24-01-07/111357, Минпромторга России N ШВ-124486/11, Минцифры России N А3-П29-085-243351, Минстроя России N 78336-СМ/09 от 20.11.2023 г. "Об ограничении допуска товара, являющегося радиоэлектронной продукцией и происходящего из иностранного государства, при осуществлении закупок работ в сфере строительства для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разъяснено, что положениями пункта 3 Постановление N 878 установлено ограничение при осуществлении закупки товара, являющегося радиоэлектронной продукцией, включенной в перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Постановление N 878 не содержит требования о его применении при осуществлении закупок работ (услуг), при выполнении (оказании) которых поставляется товар, включенный в перечень, утвержденный Постановлением N 878.
Постановление N 878 при осуществлении закупок услуг, в настоящее время не применяется.
Таким образом, исходя из представленной закупки, сведений, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, Комиссия Курганского УФАС России не находит подтверждения изложенному доводу Заявителя, в связи с чем, признает его необоснованным.
Относительно третьего довода Заявителя, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Относительно довода о наличии признаков нарушения Закона о контрактной системе в части формирования начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления муниципального округа, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Курганское УФАС России, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи. Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. При таких обстоятельствах, у Курганского УФАС России в рамках Закона о контрактной системе, отсутствуют полномочия по проведению проверок на предмет соблюдения требований Заказчиками Закона о контрактной системе в части ценообразования, формирования обоснования начальной максимальной цены контракта. Комиссией Курганского УФАС России данный довод жалобы Заявителя остается без рассмотрения. Вместе с тем, имеется необходимость передать материалы жалобы в органы государственного финансового контроля для рассмотрения по существу в указанной части.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля иных нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЕВРО ИНВЕСТ" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного казенного учреждения "Служба спасения и защиты населения в чрезвычайных ситуациях Курганской области" нарушения части 3 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
Члены Комиссии: |
_________________ / М.П. Чеботина |
|
_________________ / А.А. Голуб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 30 июля 2023 г. N 045/06/106-428/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024