Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Голуб А.А. - специалист 1 разряда Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, в присутствии представителей Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России, Заказчик) - Помигаловой М.А. (на основании доверенности N 104 от 26.06.2023 г.), Поздеевой Г.Г. (на основании доверенности N 12 от 05.03.2024 г.) посредством видео-конференц связи, в отсутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "ФИНИСТ" (далее - ООО "ФИНИСТ", Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало, рассмотрев жалобу ООО "ФИНИСТ" на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (341) (извещение N 0343100000724000044), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
05.03.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "ФИНИСТ" (вх. N 868-ЭП/24) на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (341) (извещение N 0343100000724000044).
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчик, в Описании объекта закупки указал чрезмерные требования к данным объекта закупки, а именно в описании объекта закупки указаны ограничивающие характеристики состава дезинфицирующего средства. Заявитель просит признать жалобу обоснованной; признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145; запросить у Заказчика инструкции, регламентирующие на основании каких средств осуществляется закупка; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в связи с тем, что выявленное нарушение ограничило участие ООО "ФИНИСТ" в спорном запросе котировок в электронной форме. Заказчик в материалы дела представил письменные возражения по жалобе из которых следует, что с доводами жалобы не согласен, считает, что извещение об осуществлении закупки, описание объекта закупки сформированы с учетом соблюдения всех требований, установленных действующим законодательством. Описание объекта закупки носит объективный характер и позволяет принять участие в торгах широкому кругу хозяйствующих субъектов. Руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 26.02.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств (341) (извещение N 0343100000724000044).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 964 050 рублей 50 копеек. Заказчиком является ФГБУ "НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России. На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Учитывая изложенное, Заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки рассматриваемого запроса котировок содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). При описании объекта закупки Заказчиком применена позиция каталога товаров, работ, услуг, размещенного в ЕИС (далее - КТРУ) - 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее".
Согласно коду КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" в описание объекта товара включена - "форма выпуска" (характеристика является обязательной для применения). Указанная позиция не содержит запрета на включение дополнительных характеристик. Описание объекта закупки, сформированное Заказчиком, содержит обоснование включения дополнительных характеристики: "Дополнительные характеристики применяются ввиду того, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, о стандартизации не могут в полной мере охватить все необходимые государственному заказчику/заказчикам функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики закупаемого товара, настоящая документация содержит дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию не предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При формировании функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик закупаемого товара Заказчик исходит из собственных нужд, практики применения товара и требований исключения контаминации возбудителей ИСМП (внутрибольничных инфекций).". Правилами, утвержденными постановлением Правительства N 145 и Законом о контрактной системе не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в Описание объекта закупки.
Таким образом, Заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности. Из пояснений и сведений, представленных на заседание Комиссии, следует, что при установлении дополнительных характеристик товара Заказчик руководствовался санитарными правилами и нормами "СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (далее - СП 3.3686-21).
Согласно пункту 2 СП 3.3686-21 правила устанавливают обязательные требования: к комплексу организационных, профилактических, в том числе лечебно- профилактических, санитарно-противоэпидемических, лабораторно- диагностических мероприятий, направленных на обеспечение раннего выявления, предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации; к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с микроорганизмами, вирусами, белковоподобными инфекционными частицами (прионами), ядами биологического происхождения (токсинами) и иными биологическими агентами, в том числе созданными в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способных вызывать патологический процесс в организме человека или животного, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (далее - ПБА); к порядку учета, хранения, передачи и транспортирования ПБА, а также объектов и материалов, содержащих или подозрительных на содержание ПБА.
Согласно приложению N 2 к СП 3.3686-21 "Обеспечение проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА" указаны растворы дезинфицирующих средств при использовании которых осуществляется обеззараживание бактерий, не образующих споры (Таблица 1), в том числе: 1.1.5.
Кожные антисептики на основе: спирта этилового (не менее 70% по массе); спирта изопропилового (не менее 60 % по массе); смеси спиртов (не менее 60 % по массе). Кроме того, Заказчик указал, что согласно приложению N 2 к "МУ 3.5.1.3674- 20. 3.5.1.
Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи. Методические указания" определены формы, виды и характеристики кожных антисептиков, согласно которым действующими веществами кожных антисептиков являются спирты (этиловый (этанол), изопропиловый (пропанол-2), пропиловый (пропанол-1) или смесь этих спиртов в разных количественных соотношениях, а также действующие вещества из других групп химических соединений. При этом спиртсодержащие кожные антисептики имеют, как правило, оптимальную эффективность при концентрации спиртов (по массе): этилового - не менее 70%, изопропилового - не менее 60%, пропилового - не менее 50%; в композиционных составах кожных антисептиков оптимальное суммарное содержание этилового и/или изопропилового и/или пропилового спиртов должно составлять 60-70%.
Также представители Заказчика указали, что кожные антисептики должны отвечать следующим характеристикам:
- короткое время обработки;
- необходимый (в соответствии с назначением антисептика) спектр антимикробного действия, обеспечивающий гибель грамположительных и грамотрицательных бактерий, патогенных грибов, вирусов, других возбудителей ИСМП;
- безопасность для персонала и пациентов;
- удобная для применения форма выпуска. Кроме того, представители Заказчика пояснили, что необходимость приобретения дезинфицирующих средств с характеристиками, указанными в Описании объекта закупки, обусловлены спецификой их применения. Дезинфицирующие средства предполагается применять при обработке рук хирургов и лиц, участвующих в проведении оперативных вмешательств. Спектр действия описанного состава дезинфицирующих средств является наиболее эффективным и безопасным для персонала и пациентов. Более высокий процент содержания спиртов вызывают аллергическую реакцию, а более низкий процент не обеспечивает гибель грамположительных и грамотрицательных бактерий, патогенных грибов, вирусов, других возбудителей ИСМП, то есть действие не эффективно. Из вышеуказанного следует, что довод Заявителя об указании Заказчиком чрезмерной конкретизации показателей характеристик закупаемого товара в Описании объекта закупки не нашел своего подтверждения. Кроме того, доказательств каких-либо препятствий для принятия участия в закупке Заявителем не представлено. Заявитель документального подтверждения довода жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволили сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе действиями Заказчика и ограничении количества участников закупки, Заявителем не представлено.
Таким образом Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ФИНИСТ" необоснованной в части.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / И.М. Стрижова Члены Комиссии: / М.П. Чеботина / А.А. Голуб
2024-2770
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 12 марта 2024 г. N 045/06/106-439/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024