Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Председатель Комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии посредством видеоконференцсвязи в заседании Комиссии представителей: заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Зауральский колледж физической культуры и здоровья" (далее - ГБПОУ "ЗКФКИЗ", Заказчик) Сергеева С.П., действующего на основании доверенности N 1 от 02.08.2024, Общества с ограниченной ответственностью "ФЁСТ" (далее - ООО "ФЁСТ", Общество) в лице директора ООО "ФЁСТ" Фокановой Анны Сергеевны (предъявлен паспорт), рассмотрев обращение заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Зауральский колледж физической культуры и здоровья" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "ФЁСТ", директоре ООО "ФЁСТ" Фокановой Анне Сергеевне, в связи с уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 01.08.2024 поступило обращение ГБПОУ "ЗКФКИЗ" (вх. N 3377/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "ФЁСТ", директоре ООО "ФЁСТ", в связи уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта на приобретение спортивной экипировки по виду спорта "самбо" для нужд ГБПОУ "Зауральский колледж физической культуры и здоровья" (извещение N 0843500000224004303).
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что обращение в контрольный орган в сфере закупок вызвано обязанность в силу Закона о контрактной системе, на включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не наставал. Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 19.07.2024 Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение N 0843500000224004303 о проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение спортивной экипировки по виду спорта "самбо" для нужд ГБПОУ "Зауральский колледж физической культуры и здоровья" в ЕИС.
В силу части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 этой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 Закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0843500000224004303 от 29.07.2024 установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 4 заявки (из них соответствует требованиям: 4; отклонено: 0), по итогам определения поставщика в качестве победителя определен участник с идентификационным номером 106 (ООО "ФЁСТ").
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 этой части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 этой части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона, не допускается. Комиссия отмечает, что часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе гласит что, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом, с иным участником закупки (далее в этой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 этой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 этой части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 этой части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона, не допускается.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Заказчиком 30.07.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ООО "ФЁСТ".
Комиссий Курганского УФАС России установлено, что в регламентированный срок до 31.07.2024 ООО "ФЁСТ" не выполнил действия, предписанные положениями статьи 51 Закона о контрактной системе - проект контракта со стороны Общества подписан не был, обеспечение исполнения контракта не представлено. В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи) и частью 5 статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи;
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 этой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе). Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта 01.08.2024.
В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС, а также устные пояснения представителя Заказчика, нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения сторон, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в регламентированный законом срок ООО "ФЁСТ", не подписал контракт, данный факт является основанием, для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в контрольный орган в сфере закупок. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в регламентированный срок Обществом проект контракта подписан не был, обеспечение исполнения контракта ООО "ФЁСТ" не представлено, следовательно, у Заказчика имелись законные основания признать ООО "ФЁСТ" уклонившимся от подписания контракта. Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, ООО "ФЁСТ" не имел умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду того, что директор Общества уйдя в очередной оплачиваемый отпуск передала полномочия по подписанию контрактов с заказчиками и выполнению всех необходимых действий бухгалтеру ООО "ФЁСТ". 31.07.2024 в связи с проблемами со здоровьем бухгалтер ушла с работы и не осуществила ряд действий, направленных на подписание контракта с ГБПОУ "ЗКФКИЗ".
После того, как 01.08.2024 директору Общества стало известно о том, что срок подписания контракта по данной закупке нарушен, ею было подготовлено и отправлено в адрес Заказчика письмо с объяснением причин и подтверждением намерения подписать контракт и исполнить обязательства (к письму исх. N 102 от 01.08.2024 приложены фото склада Общества, на котором имеется требуемая к поставке форма). В рамках рассмотрения дела Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено, что ООО "ФЁСТ" является производителем спортивной формы для различных видов спорта (представлены фотоматериалы мастерских и складских помещений Общества), в материалы дела представлен сертификат Всероссийской Федерации "Самбо", что ООО "ФЁСТ" является ее официальным партнером, представлена декларация соответствия Евразийского экономического союза от 01.07.2024.
Обеспечение исполнения контракта Общество планировало подтвердить исполненными контрактами (рассматриваемая закупка осуществляется с предоставлением преимуществ в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе). В подтверждение намерения исполнить обязательства по контракту Обществом представлены ведомости о наличии товара на складах, свидетельствующие о том, что товары, которые необходимы к поставке по контракту имеются на складе Общества, что подтверждается и фотоматериалами. Законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Надлежащих доказательств совершения ООО "ФЁСТ" виновных умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта с Заказчиком в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к публично-правовой ответственности в виде включения сведений об ООО "ФЁСТ", его директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, а также представленные документы и сведения, Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ФЁСТ", директоре ООО "ФЁСТ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг,
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ФЁСТ", директора Общества с ограниченной ответственностью "ФЁСТ" Фокановой Анны Сергеевны в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.М. Стрижова М.П. Чеботина
2024-2788
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 6 августа 2024 г. N 045/10/104-441/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024