Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 01.08.2024 N 235/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ИП Едренкиной И.В. (ИНН 027400572992)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - министерства образования Белгородской области (по доверенности от 29.12.2023 N 17-09/08/4948), участника закупки - ИП Едренкиной И.В., рассмотрев информацию министерства образования Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ИП Едренкиной И.В. в связи с существенным нарушением ИП Едренкиной И.В. условий контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка зеркал "14-2024-нр5171"" (закупка N 0826500000924001324, далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Министерство образования Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России информацию в отношении ИП Едренкиной И.В. (ИНН 027400572992, далее также - индивидуальный предприниматель) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 06.03.2024 размещено извещение о проведении Электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 880,00 рублей.
Наименование объекта закупки - поставка зеркал "14-2024-нр5171".
По итогам проведения Электронного аукциона заказчиком 09.04.2024 заключен государственный контракт N Ф.2024.1324 на поставку зеркал "14-2024-нр5171" с победителем Электронного аукциона ИП Едренкиной И.В. (далее также - Поставщик), цена которого составила 41 880,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта, Поставщик обязуется в сроки и на условиях настоящего контракта поставить и передать Заказчику зеркала (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место поставки, указанное в п.3.3 настоящего Контракта, в срок с 3 мая 2024 г. по 1 июля 2024 г.
Согласно пункту 3.2. Контракта, Поставщик не позднее чем за 5 (пять) дней до момента поставки Товара должен уведомить Заказчика о планируемой дате и времени отгрузки Товара в Место поставки.
В силу пункта 5.4.2. Контракта, поставить Товар Заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются Поставщиком за свой счет.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 11.4. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 5.1.10. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Заказчиком 19.07.2024, на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктов 5.1.10., 11.4. Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ИП Едренкиной И.В. существенных условий Контракта.
Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта от 19.07.2024 (далее - Решение) принято в связи с неисполнением и существенным нарушением ИП Едренкиной И.В. условий заключенного Контракта. Из содержания Решения следует, что по состоянию на дату подписания настоящего решения Товар Поставщиком не поставлен.
В силу части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 19.07.2024 было размещено в ЕИС, согласно сведениям ЕИС 19.07.2024 является датой надлежащего уведомления Поставщика о принятом Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенным в ЕИС датой расторжения контракта является 30.07.2024, что соответствует части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ИП Едренкиной И.В. (ИНН 027400572992) в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 30.07.2024, то есть с соблюдением требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В адрес Белгородского УФАС России от ИП Едренкиной И.В. поступили письменные пояснения с перечнем документов.
Так, в своих письменных пояснениях индивидуальный предприниматель указала, что не имела намерений на уклонение от исполнения государственного контракта N Ф.2024.1324 на поставку зеркал "14-2024-нр5171".
На заседании Комиссии, ИП Едренкина И.В. сообщила, что поставка зеркал согласно срокам контракта была не осуществлена в виду логистического сбоя и производственных трудностей, возникших у Поставщика.
ИП Едренкина И.В. 24.07.2024 уведомила об этом Заказчика, а также сообщила, что до 10.08.2024 все комплектующие будут доставлены. Кроме того, индивидуальный предприниматель просила не расторгать Контракт, так как Поставщик планирует его исполнить (копия информационного письма от 24.07.2024 N 47 представлена в материалы дела).
С целью исполнения настоящего Контракта ИП Едренкина И.В. 25.07.2024 осуществила заказ на поставку необходимого к поставке Товара (копия счет-договора от 25.07.2024 N 005913 представлена в материалы дела).
06.08.2024 ИП Едренкина И.В. оплатила штрафные санкции по контракту N Ф.2024.1324 на поставку зеркал "14-2024-нр5171" от 09.04.2024 (копия платежного поручения от 06.08.2024 N 121 представлена в материалы дела).
Следует отметить, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В то же время включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, от 24.06.2009 N 11-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. Последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в РНП могут иметь более тяжкий экономический характер для такого лица, чем наложение штрафа или неустойки.
Комиссия, руководствуясь принципом соразмерности, справедливости, адекватности, и дифференциацией ответственности в зависимости от тяжести содеянного, а также учитывая негативные последствия для хозяйствующих субъектов, которые наступают при включении соответствующей информации в реестр недобросовестных поставщиков и характер совершенного ИП Едренкиной И.В. нарушения условий заключенного контракта, считает возможным информацию, представленную Заказчиком в отношении ИП Едренкиной И.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
На основании вышеизложенного, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности и взаимной связи все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Едренкиной И.В. (ИНН 027400572992) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 6 августа 2024 г. N 031/10/104-382/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024