Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., врио руководителя управления; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста- эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., старшего специалиста 1-го разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в отсутствии представителей Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой" (далее - БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой", Заказчик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии в установленном порядке, в отсутствии представителей ООО "Атагиз" (далее - Общество, Поставщик), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии в установленном порядке, рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей"))" (далее - Постановление N 1078),
У С Т А Н О В И Л А:
В Орловское УФАС России (далее - Управление) 30 июля 2024 года от Заказчика поступило обращение о включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации об ООО "Атагиз" (163013, г. Архангельск, ул. Полярная, д. 6; ИНН 2901200048; КПП 290101001).
Заказчик сообщает, что ООО "Атагиз" не осуществило поставку товара, в срок, установленный контрактом, заключенным по итогам электронного аукциона на закупку товаров на 2024 год: простыня одноразовая впитывающая (Извещение N 0354200024024000185), в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия рассмотрела поступившие сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), провела в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановую проверку и
установила
следующее. 08.04.2024 Заказчиком на официальном сайте было размещено Извещение N 0354200024024000185 о проведении электронного аукциона (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 47 670,00 рублей. На участие в Аукционе была подана 1 заявка, которая была признана соответствующей требованиям Извещения и допущена к участию в Аукционе - ООО "Атагиз" (цена контракта - 47 670,00 рублей). 29.01.2024 между ООО "Атагиз" и Заказчиком был заключен контракт N 23.0429 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта: "Поставщик обязан поставить, а Заказчик принять и оплатить простыня одноразовая впитывающая (далее - Товар) в количестве и в соответствии с наименованиями, указанными в спецификации (приложение N 1 к Контракту)".
Согласно пункту 2.1 Контракта: "Поставка Товара производится в течение 15 дней с даты заключения Контракта. Доставка Товара, разгрузочные работы, транспортировка Товара до места хранения (складирования) должны осуществляться силами и за счёт Поставщика. Поставка и выгрузка товара осуществляется по адресу:
г. Орел, ул. Октябрьская, д.4, в рабочее время с 9:00 до 15:00 местного времени. Контакты ответственного лица, принимающего товар на склад: mrm-orel@mail.ru, 8- 910-200-10-85.
Контакты лица, ответственного за исполнение Контракта со стороны Заказчика: mrm-orel@mail.ru, 8-910-200-10-85".
Из вышеизложенного следует, что товар должен быть поставлен Заказчику в срок до 22.05.2024.
Из письменных пояснений Заказчика следовало, что 04.07.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия исх. 2102 от 04.07.2024 о поставке в срок не позднее 11.07.2024.
Однако, по состоянию на 17.07.2024 поставка товара простыня одноразовая впитывающая в количестве 3 000 штук не осуществлена, что по мнению Заказчика не допустимо и противоречит статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 4.1 Контракта: Поставщик обязуется:
- осуществить поставку Товара надлежащего качества, в соответствии с условиями настоящего Контракта;
- соблюдать срок поставки Товара;
- предоставить Заказчику не позднее 10 дней с момента завершения поставки акт сверки расчетов.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. Стороны определили, что Поставщик обязан поставить товар в течении 15 дней с даты заключения Контракта, а именно, не позднее 22.05.2024, согласно пункту 2.1 Контракта. Тем самым Заказчик ясно выразил волю на важность для него поставки товара в указанные сроки, а Поставщик, действуя разумно и осмотрительно при заключении Контракта, должен был исходить из возможности исполнить взятые на себя обязательства в соответствии с условиями Контракта.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Толкование статьи 508 ГК РФ, позволяет сделать вывод, что срок поставки товара, является существенным условием Контракта. Исходя из конкретных обстоятельств, учитывая специфику работы учреждения здравоохранения, а также условия Контракта, БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" считает, что неоднократное нарушение сроков поставки товара Поставщиком, является существенным нарушением условий Контракта. Помимо того, в статье 523 ГК РФ четко определено, что неоднократное нарушение сроков поставки товаров является существенным нарушением условий Контракта.
Согласно статье 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу части 8 статьи 95 Закона, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 12.1 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также в одностороннем порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Из пункта 11.1 Контракта следует: "Контракт, может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В силу пунктов 1, 2, 3 части 12.1. статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 11.1 Контракта, частями 8 и 9 статьи 95 Закона и статьи 523 ГК Российской Федерации, 17.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от Контракта. 17.07.2024 Заказчик сформировал и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 17.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта поступило Поставщику, что считается надлежащим уведомлением Поставщика. Следовательно, Заказчиком соблюден порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направления его Поставщику и размещения в ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.07.2024 вступило в силу, и Контракт считается расторгнутым с 28.07.2024.
Следовательно, Заказчиком исполнены требования Закона в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Из части 4 статьи 104 Закона следует, что Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в срок, предусмотренный частью 16 статьи 95 Закона.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. Во исполнение требований части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона Заказчик 30.07.2024 направил в Управление обращение о включении информации в отношении ООО "Атагиз" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 104 Закона относительно сроков направления в антимонопольный орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта. Уведомлением N 057/06/104-380/2024 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) от 31.07.2024 рассмотрение дела было назначено на 06.08.2024 в 09 часов 30 минут. Уведомление, а также информация о проведении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 31.07.2024 размещены в ЕИС. При этом, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такое уведомление считается надлежащим уведомлением Поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения, и проведении проверки. Вместе с тем, 31.07.2024 Уведомление также дополнительно было направлено на адреса электронной почты: ataguise@mail.ru.
Вышеуказанным уведомлением ООО "Атагиз" предлагалось представить надлежащим образом оформленные (заверенные) документы и информацию:
- доверенность, выданную полномочным лицом, а также иные документы, подтверждающие право участника на представление интересов в Орловском УФАС России;
- письменные объяснения о причинах неисполнения контракта, подтвержденные доказательствами;
- любые имеющиеся дополнительные доказательства и дополнительные пояснения по рассматриваемому вопросу (в том числе имеющуюся переписку с Заказчиком, а также документы, подтверждающие получение предоставленных сведений Заказчиком (направление, представленных документов и информации в адрес Заказчика)). 01.08.2024 Заказчиком в адрес Управления были представлены документы и информация, запрошенная уведомлением N 057/06/104-380/2024. 01.08.2024 Обществом в адрес Управления были представлены документы и информация, запрошенная уведомлением N 057/06/104-380/2024.
Согласно письменных пояснений ООО "Атагиз" Общество задержало отгрузку товара по причине отсутствия сырья на заводе-изготовителе ООО "Онтэкс РУ".
Также к письменным пояснениям Общества был приложен реестр исполненных контрактов. Иных документов, подтверждающих невозможность поставки или закупки простыней одноразовых впитывающих у иных поставщиков, Обществом представлено не было. Орловское УФАС России отмечает, что в соответствии с положениями статьи 309 ГК Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Кроме того, что в своей заявке на участие в электронном аукционе ООО "Атагиз" выразило согласие исполнить условия Контракта, указанные в документации об Аукционе. Приведенное свидетельствует о том, что Обществом были полностью приняты как установленные Заказчиком условия для заключения Контракта, так и правовые последствия, в том числе неблагоприятные, по невыполнению этих условий. Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем. Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО "Атагиз" также выразило согласие на поставку простыней одноразовых впитывающих, предусмотренной Контрактом, в соответствии с требованиями, указанными в извещение об осуществлении закупки, в том числе выразило согласие на сроки и условия исполнения Контракта. Кроме того, ООО "Атагиз", заключая Контракт и приступая к поставке товара, выступало как лицо, обладающее специальными познаниями и опытом в области оказания данных работ. При поставке товара и при прочих равных обстоятельствах риск наступления неблагоприятных последствий должен нести Участник закупки как профессиональный участник рынка в соответствующей области.
В соответствии со статьей 2 ГК Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, умысла или неосторожности, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 401 ГК Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ООО "Атагиз" не была осуществлена поставка простыней одноразовых впитывающих, предусмотренных Контрактом, в связи с чем, у Заказчика имелось достаточно оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что указанные Обществом обстоятельства, а именно: невозможность поставки простыней одноразовых впитывающих, относятся к предпринимательским рискам, и как следствие, не являются обстоятельством непреодолимой силы. Доказательств, свидетельствующих о том, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта является недействительным, не соответствует требованиям гражданского законодательства, положениям статьи 95 Закона или условиям Контракта, в материалах дела не содержится.
Также Комиссия Управления отмечает, что простыни одноразовые впитывающие не являются специфическим (уникальным) товаром, в связи, с чем Общество могло закупить ее у любого иного поставщика (производителя) и поставить Заказчику в рамках исполняемого Контракта. Документов и информации, подтверждающих невозможность поставки или закупки простыней одноразовых впитывающих у иных поставщиков (производителей), Обществом представлено не было. Следовательно, Комиссия Управления не находит достаточных оснований считать действия Общества добросовестным поведением и как следствие, отсутствие оснований для не включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Атагиз". Принимая во внимание вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104, частью 1 статьи 112 Закона, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные БУЗ ОО "НКМЦ им. З.И. Круглой" в отношении ООО "Атагиз" (163013, г. Архангельск, ул. Полярная, д. 6; ИНН 2901200048; КПП 290101001; СЕМЕНОВОЙ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ, ИНН 290119591339), в реестр недобросовестных поставщиков включить.
Дата события I Раздел Дата регистра- II Раздел III Раздел Общ ая Дата Регламенти Фактическ Итого ции Регламен Фактиче Итого Регламент Фактиче Итого итог вступлени рованная ая дата просро контроль- тированн ская дата просро ированный ская дата просрочк овая я решения дата направлен чка в ным ая дата приняти чка в срок изготовл а в днях прос Заказчика направлени ия днях органом приняти я днях изготовлен ения по III рочк в я заказчико по I я решения по II ия решения Разделу а в законную заказчиком м Раздел решения Раздел решения и и днях силу сведений в сведений у у размещени размеще (I+II контрольн я сведений ния +III ый орган в ЕИС сведений разд в ЕИС елы) 28.07.2024 30.07.2024 30.07.2024 30.07.2024 06.08.20 06.08.20 24 24 09.08.2024 09.08.20 24 Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2024-3102
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 6 августа 2024 г. N РНП-57-92
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024