Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в отсутствии:
заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "УСТЬМАЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)" (далее - АДМИНИСТРАЦИЯ МР "УСТЬ-МАЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" (далее - ООО "Брокер Групп", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Брокер Групп" на действия (бездействие) заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МР "УСТЬ-МАЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге "Участок 8 км" на 2024 год в п. Эльдикан, Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300025524000038), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Брокер Групп" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Брокер Групп" следует, что заказчиком в извещении установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 2571.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой согласны.
Просят предписание не выдавать.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0316300025524000038 проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-Тендер" - 17.07.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 273 495,41 рублей;
4. На участие в закупке подана 1 (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям Извещения о проведении закупки;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" (далее - Постановление N2571).
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Предметом закупки является выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге "Участок 8 км" на 2024 год в п. Эльдикан, Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия).
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ (далее - Дополнительные требования):
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки Дополнительным требованиям по пункту 1 или 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 273 495,41 и не превышает размер, установленный подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571, для позиции 18 Дополнительных требований, следовательно, Заказчик неправомерно установил дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 2571.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с нарушением согласны, просят не выдавать предписание в связи с тем, что установление дополнительных требований не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заявитель жалобы не являлся участником закупки.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России признает заказчика нарушившим часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Брокер Групп" признана обоснованной.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее.
1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Извещении о проведении закупки заказчиком установлено требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
Вместе с тем, в Информационной карте закупке установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Не установлено |
Таким образом, заказчиком допущены разночтения, нарушены положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
Заказчиком в Извещении установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На этом основании, заказчиком в извещении о проведении закупки установлено, что сумма обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключатся контракт:
Вместе с тем, заказчиком в проекте контракта установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта (пункт 5.2):
"5.2. Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 12 393 (Двенадцать тысяч триста девяносто три) рубля 97 копеек.
В случае, если предложенная в заявке Подрядчика цена, суммы единиц работы снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, начальной сумме цен единиц работы Подрядчик предоставляет обеспечение исполнения Контракта с учетом положений статьи 37 Закона N44-ФЗ."
Кроме того, пунктом 5.3 проекта контракта предусмотрено следующее:
"5.3. Подрядчик освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта."
Таким образом, заказчиком допущены разночтения и нарушены положения части 3 статьи 7, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Брокер Групп" на действия (бездействие) заказчика АДМИНИСТРАЦИИ МР "УСТЬ-МАЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге "Участок 8 км" на 2024 год в п. Эльдикан, Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300025524000038) обоснованной.
2. Признать заказчика АДМИНИСТРАЦИЮ МР "УСТЬ-МАЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)" при проведении электронного аукциона на выполнение ремонтных работ на автомобильной дороге "Участок 8 км" на 2024 год в п. Эльдикан, Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (извещение N 0316300025524000038) нарушившим часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 31, часть 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 31 июля 2024 г. N 014/06/49-1275/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024