Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - ГКУ "УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ":
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9187-ИП/24 от 25.07.2024) на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского оборудования на объект: "Модульный фельдшерско-акушерский пункт в населенном пункте п. Большое Поле".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 11.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 402 480,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона направляет заказчику заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной систем члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводу жалобы, Заявитель оспаривает незаконные, по его мнению, действия закупочной комиссии, выраженные в неправомерном отклонении его заявки N37 на участие в закупке.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2024 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Пп.а п.1 ч.3 ст.50, п.8 ч.12 ст.48: выявление недостоверной информации в заявке;
Участником закупки указана недостоверная информация в отношении товара "Стерилизатор сухожаровой" по характеристике "Температура стерилизации, максимальная" размещенная на сайте www.roszdravnadzor.gov.ru (официальный источник информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") указанная характеристика не подтверждается инструкцией".
По мнению Заявителя, такое отклонение заявки Заявителя является ненадлежащим, несоответствующим нормам Закона о контрактной системе.
Согласно Описанию объекта закупки перечень необходимых к поставке товаров установлен в Таблице N 1 (Объем закупки). Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным Государственным заказчиком требованиям, установлены в таблице N 2 Описания объекта закупки (Технические и функциональные характеристики). Аналогичные требования содержатся в описании объекта закупки, сформированном в структурированном виде.
Так, Комиссия установила, что Заказчику к поставке необходим, в том числе товар: Стерилизатор сухожаровой (КТРУ 32.50.12.190-00000028).
В Таблице N2 установлены следующие требования к товару "Стерилизатор сухожаровой":
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Температура стерилизации, максимальная |
180 и 200 |
Градус Цельсия |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Загрузка |
Горизонтальная |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Устройство защиты от перегревания |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Цифровая индикация температуры |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Максимальное время выдержки |
980 |
Минута |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Полезный объем камеры |
40 |
Литр; кубический дециметр |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Изучив сведения, представленные в заявке Заявителя, в том числе, по спорному показателю (характеристики) "Температура стерилизации, максимальная" содержались следующие сведения:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Температура стерилизации, максимальная |
180 |
Градус Цельсия |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Загрузка |
Горизонтальная |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Устройство защиты от перегревания |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Цифровая индикация температуры |
Да |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Максимальное время выдержки |
999 |
Минута |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Полезный объем камеры |
40 |
Литр; кубический дециметр |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Из указанного выше следует, что заявленные подателем жалобы характеристики удовлетворяли требованиям Извещения.
Из заявки Заявителя также следует, что участник закупки предложил к поставке Стерилизатор воздушный с перфорированной П-образной панелью в камере ГП-40 СПУ, страна производства товара: Российская Федерация, РЗН 2015/3285 от 02.11.2015 г.
Заказчик, руководствуясь реестром медицинских изделий (открытый, официальный источник) (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch), в отношении регистрационного удостоверения N РЗН 2015/3285 от 02.11.2015 г проверил сведения в реестровой записи 10762.
Материалами дела подтверждается, что реестровая запись 10762 содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие (официальный открытый источник), согласно которой комиссией по осуществлению закупок было установлено, что показатель "максимальная температура работы стерилизатора, Градус Цельсия" для стерилизатора воздушного с перфорированной П-образной панелью в камере ГП-40 СПУ" составляет 200, то есть, по мнению закупочной комиссии, содержит иное значение, чем указано в заявке Заявителя "Температура стерилизации, максимальная 180 Градус Цельсия".
Вместе с тем Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что доводы подателя жалобы находят свое подтверждение, а действия закупочной комиссии и Заказчика нарушают подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 50, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что согласно руководству по эксплуатации к стерилизатору ГП-40 СПУ, предложенному в заявке Заявителя, РУ N РЗН 2015/3285 от 02.11.2015, указаны следующие параметры:
Из указанного выше следует, что параметр "Температура стерилизации, максимальная" равен 180 градусов Цельсия (Стерилизация I), что и указано в заявке подателя жалобы.
Температура доп. режима 50_200С - это температура не стерилизации, а сушки, что подтверждается инструкцией с официального сайта производителя стерилизатора Смоленское СКТБ СПУ https://sktb-spu.ru/:
Таким образом, представленные Заявителем характеристики подтверждаются инструкцией на данное медицинское изделие, в связи с чем, комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для признания заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения, следовательно, в действиях комиссии по осуществлению закупок усматривается нарушение пп. "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что извещение об осуществлении закупки должно содержать инструкцию по заполнению участником конкретных значений показателей в заявке на участие в закупке. Для заполнения сведений по каждому показателю участнику необходимо руководствоваться инструкцией, предусматривающей положения для заполнения значений показателей, установленных Заказчиком в рамках данной закупки.
В инструкции по заполнению заявки необходимо подробно описать, как нужно указывать параметры и как заполнить графы заявки. При составлении заявки участник должен понимать, соответствует ли продукция, которую он предлагает, требованиям Заказчика.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки приводит к возникновению у участников ее непонимание, что приводит к ошибкам (в том числе технического характера) при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Например, Комиссия установила, что согласно графе "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" таблицы N2 Описания объекта закупки в отношении требований к значениям характеристик с использованием знака "" установлено: "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики"
При этом согласно инструкции по предоставлению предложения участника закупки в отношении объекта закупки, содержащейся в Описания объекта закупки Заказчиком установлено следующее: "Если при установлении требований к характеристике Заказчиком использован знак "" участник закупки указывает одно значение характеристики, равное или больше значения, установленного Заказчиком в описании объекта закупки (не интервальное значение) без использования знака "".
Исходя из чего участники закупки не могут однозначно определить, как им следует заполнять заявку в части, касающейся характеристик со знаком "", поскольку извещение содержит две разные формулировки к одному требованию (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение; участник закупки указывает одно значение характеристики).
Согласно законодательству о контрактной системе, Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке.
Участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта Извещения над другими пунктами документов, содержащихся в составе извещения, как и приоритетность одного файла над другим.
В связи с чем, материалами дела подтверждается, что в извещении об осуществлении закупки Заказчика имеются противоречия, нуждающиеся в корректировках.
Также Комиссия, проанализировав документы в составе извещения, установила в проекте контракта наличие следующего требования:
"10.5. В случае, если предложенная в заявке Поставщиком цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, Поставщик предоставляет обеспечение исполнения Контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона о контрактной системе.
Поставщик освобождается от предоставления обеспечения исполнения Контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение Поставщиком (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется Поставщиком до заключения Контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки".
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Вместе с тем, как видно из материалов дела, закупка осуществляется Заказчиком путем проведения запроса котировок, следовательно, антидемпинговые меры при осуществлении такой закупки не применимы и условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта в полуторакратном размере противоречит ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Инспекция установила, что извещение нуждается в корректировках, в связи с чем принято решение выдать предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ХТМ Северо-Запад" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 31 июля 2024 г. N 047/06/50-2193/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024