Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КУЗЬМОЛОВСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗЬМОЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВСЕВОЛОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 9393-ИП/24 от 29.07.2024) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта здания дома культуры с пристройками по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, Ленинградское ш, дом 8".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 24.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 458 204,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части Описания объекта закупки. По мнению Заявителя, требования к поставке товаров, содержащихся в п.42 Описания объекта закупки установлены в нарушение положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте ЕИС, Комиссия признает довод, изложенный в жалобе, необоснованным на основании следующего.
Согласно Извещению, объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта здания дома культуры с пристройками по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, Ленинградское ш, дом 8.
Также Комиссия установила, что Приложение N2 к Описанию объекта закупки содержит требования к характеристикам товаров, поставляемых при выполнении работ.
Пунктом 42 Описания объекта закупки установлены следующие требования к выполнению демонстрационных материалов, макетов:
"Предусмотреть
1. Демонстрационные материалы фасадов здания
2. Демонстрационная система для демонстрации архитектурно-строительных решений.
3. Ламинированные репродукции для демонстрации проектных решений.
4. Сигнальные ограждения для ограждения территории при выполнении работ на объекте. Количество и характеристики товаров, поставляемых при выполнении работ, указаны в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки".
По мнению Заявителя данные требования Заказчика неправомерны, т.к. Заказчиком в данную закупку по выполнению проектных работ включена поставка товаров- сигнального ограждения, которое не имеет отношения к проектированию, а используется при строительно-монтажных работах. По мнению Заявителя, это исключает возможность участия в закупке проектных организаций, которые не занимаются поставкой товаров и оборудования
Исходя из пояснений представителя Заказчика, потребностью Заказчика является получение проектной документации на проведение капитального ремонта здания дома культуры с пристройками по указанному в извещении адресу.
В Описании объекта закупки установлена обязанность подрядчика запроектировать:
1. Ремонт фасада здания. Проектные решения должна предусматривать штукатурный фасад по минераловатному утеплителю.
2. Замену окон
3. Ремонт цоколя, усиление фундамента (при необходимости), устройство отмостки
4. Ремонт наружных стен
5. Ремонт крылец, площадок
6. Ремонт, усиление чердачного перекрытия
7. Ремонт кровли и крыши
8. Некапитальное нестационарное сооружение - навес над террасой курдонёра (это парадный двор перед главным входом в дом культуры)
В описании объекта закупки Заказчиком в том числе установлены требования к выполнению демонстрационных материалов, макетов. Участник закупки должен предусмотреть и поставить:
1. Демонстрационные материалы фасадов здания
2. Ламинированные репродукции для демонстрации проектных решений.
3. Сигнальные ограждения для ограждения территории при выполнении работ на объекте.
Демонстрационная система для демонстрации архитектурно-строительных решений, как видно из описания объекта закупки, поставке не подлежит.
Количество и характеристики товаров, поставляемых при выполнении работ, указаны в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки:
Приемка и оплата поставляемых товаров в соответствии с условиями проекта контракта будет производиться по документам, которые должны сопровождать процесс поставки товара:
"4.1.2. К сформированному документу о приемке прикладываются следующие документы:
- Счет на оплату;
- Счет-фактуру (в случае, если Исполнитель является налогоплательщиком налога на
добавленную стоимость и не находится на упрощенной системе налогообложения);
- Товарно-транспортная накладная или Универсальный передаточный документ."
Все перечисленные поставляемые товары будут ставиться на бухгалтерский учет и использоваться Заказчиком в дальнейшем, в том числе при проведении последующих закупок на выполнение работ по капитальному ремонту здания и прилегающих к нему строений.
Демонстрационная система и ламинированные схемы необходимы для представления физической визуализации проекта и дальнейшего размещения соответствующих схем в учреждении (в т.ч. поэтажные планы, схемы эвакуации, схемы инженерных сетей).
В соответствии с п. 2.1 "ВСН 48-86(р). Правила безопасности при проведении обследований жилых зданий для проектирования капитального ремонта" организация работ по техническому обследованию зданий должна обеспечивать их безопасность. Все опасные для людей зоны должны быть обозначены знаками безопасности, предупредительными надписями и плакатами. Постоянно действующие опасные зоны должны быть ограждены защитными ограждениями.
В связи с вышеизложенным сигнальные ограждения необходимы для обозначения зоны обследования здания, которое необходимо для разработки ПСД и ограничения допуска посторонних (т.к. работа Учреждения в указанный период времени не прекращается, оно является очень посещаемым местом - домом культуры). Обычно при обмерных работах используются: отвес, уровень, рулетка, нивелир, теодолит, мерная лента. Для работы на высоте - стремянки, приставные лестницы, леса. При работе с приставной лестницы в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения ее падения от случайных толчков независимо от наличия на концах лестницы наконечников место ее установки следует ограждать или охранять. Более того, обмерные работы на крыше здания могут стать естественным источником повышенной опасности, так как крыша здания находится в состоянии, близком к аварийном.
Комиссия отмечает, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик выполняемых работы, оказываемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В Законе о контрактной системе и иных нормативных правовых актах не предусмотрено каких - либо ограничений по включению в извещение требований, являющихся значимыми для заказчика.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказания услуг с указанными характеристиками и в заявленном объеме не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц и норм закона.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения (позиция Северо-Западного арбитражного суда по делу А56-35274/2020 (с участием УФАС по Ленинградской области).
Отсутствие у каких-либо лиц возможности предоставить услуги, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. С учетом изложенного извещение составлено с учетом потребностей заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе обращения не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что доводы, изложенные в обращении Заявителя, не нашли своего подтверждения.
Дополнительно Комиссия отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в закупке подано 3 заявки, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов выполнить работы, предусмотренные Извещением.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе. Доказательств обратного не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПСБ "Ризалит" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 августа 2024 г. N 047/06/42-2231/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024