Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ДОРМОСТПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на региональных автомобильных дорогах Лот 2 (извещение N 0348200049724000216 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Конкурса размещено 10.07.2024;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 18 307 300,00 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 26.07.2024;
4. на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация) Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Под услугами/работами сопоставимого характера понимается:
- Выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах".
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на региональных автомобильных дорогах.
Заказчиком в Техническом задании установлен перечень работ, в том числе следующий:
"-Анализ существующей дорожно-транспортной ситуации:
1.1) характеристика территории (общий ситуационный план, с возможностью определения каждой улицы);
1.2) характеристика участков дорог, включая их геометрические параметры, технико-эксплуатационное состояние, результаты натурных обследований, проводимых ранее;
1.3) анализ существующей организации движения транспортных средств и пешеходов на территории, в отношении которой осуществляется разработка;
1.4) анализ размещения и состояния существующих ТСОДД;
1.5) характеристика основных параметров дорожного движения;
1.6) причинно-следственный анализ возникновения ДТП;
1.7) Согласование с Заказчиком методик проведения обследования автомобильных дорог общего пользования, а также методики подготовки документации по организации дорожного движения.
1.8) Сбор и систематизация официальных документальных статических, технических и других данных, необходимых для подготовки документации по организации дорожного движения".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Разработка проектов организации дорожного движения входит в понятие содержание дорог и является специфическим направлением деятельности и определена подпунктом 17 пункта 9 главы IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог" (далее -приказ N 402). Данный подпункт 17 введен в приказ N 402 приказом Министерства транспорта российской федерации от 13.11.2018 N 406 "Об утверждении Классификации работ по организации дорожного движения и о внесении изменений в Классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденную приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. N 402" (далее - приказ N 406). Пунктом 2 приказа N 406 определена классификация, которая устанавливает состав и виды работ по организации дорожного движения (далее - ОДД) и предназначена для использования при планировании объемов таких работ.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства Заказчиком при формировании заявки на участие в закупке и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически противоречило бы состязательному характеру участия в конкурсе. Заказчиком сформулированы в извещении о закупке требования, которые основаны на представлении Заказчика о потребности в товарах, работах, услугах определенного качества и количества, о потенциальном подрядчике, исполнителе, поставщике с определенной квалификацией, опытом, ресурсами.
Проект организации дорожного движения разрабатывается на основании Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ и Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 274, и служит главным документом для повышения безопасности дорожного движения на автомобильной дороге или участке, заказчик при проведении открытого конкурса требует предоставления опыта именно касающегося объекта закупки, ни реконструкция, ни ремонт или иное содержание не могут свидетельствовать о наилучшем условии исполнения контракта.
В техническом задании подробно указано, что и в какой последовательности Подрядчик должен сделать, например,
- Анализ существующей дорожно-транспортной ситуации:
1.1) характеристика территории (общий ситуационный план, с возможностью определения каждой улицы);
1.2) характеристика участков дорог, включая их геометрические параметры, технико-эксплуатационное состояние, результаты натурных обследований, проводимых ранее;
1.3) анализ существующей организации движения транспортных средств и пешеходов на территории, в отношении которой осуществляется разработка;
1.4) анализ размещения и состояния существующих ТСОДД;
1.5) характеристика основных параметров дорожного движения;
1.6) причинно-следственный анализ возникновения ДТП;
1.7) Согласование с Заказчиком методик проведения обследования автомобильных дорог общего пользования, а также методики подготовки документации по организации дорожного движения.
1.8) Сбор и систематизация официальных документальных статических, технических и других данных, необходимых для подготовки документации по организации дорожного движения.
Требования к составу работ где указаны полевые работы, включая натурные обследования, уточнение начальной конечной точек, особенностей прохождения автомобильных дорог, с привязкой к местности, определением географических координат и другое. Требования к замерам ширин автомобильных дорог, углов поворота максимально допустимых погрешностях при съемке автомобильной дороги и другие показатели.
- Проектные решения по организации дорожного движения:
Расчет объемов строительно-монтажных работ.
- Оценка эффективности решений по организации дорожного движения: по итогам подготовки проектных решений по организации дорожного движения осуществляется посредством расчета показателей эффективности организации дорожного движения и безопасности дорожного движения согласно Приказу Минтранса России от 30.07.2020 N 274
- Оформление проектов организации дорожного движения
- Согласование результата работ
- Сдача выполненных работ
Учитывая, что перечисленные работы в Приказе Минтранса России от 13.11.2018 N 406 отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог, сам же Минтранс дает пояснение по оценке предоставляемого опыта по наиболее соответствующему предмету контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подтверждает свою позицию определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2023 N 301-ЭС23-3442".
Комиссия, изучив документы, представленные на заседании Комиссии, а также указанный порядок оценки, приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сопоставимого характера порядка оценки заявок не противоречит предмету закупки и требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы документов и сведений, свидетельствующих об обратном не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДОРМОСТПРОЕКТ" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 августа 2024 г. N 050/06/105-24909/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024