Комиссия Московского областного УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ФОРАСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Детский клинический центр имени Л.М. Рошаля" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию, содержанию помещений в здании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Детская клиническая больница имени Л.М. Рошаля" в 2024-2026 годах (извещение N 0148200005424000743 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с Извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 10.07.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 395 246 311,12 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.04.2024;
4) на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены условия и порядок исполнения контракта, а также описанием объекта предусмотрены услуги, которые отсутствуют в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является оказание услуг по обслуживанию, содержанию помещений в здании государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Детская клиническая больница имени Л.М. Рошаля" в 2024-2026 годах.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки установлены неправомерные требования к исполнителю о производстве замеров убираемых поверхностей.
Заказчиком в Описании объекта закупки приложения N 5 к Контракту установлены требования к оказанию услуг, в том числе следующие:
"14. В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта Исполнитель обязан:
14.2. в присутствии ответственного специалиста Заказчика произвести замеры убираемых поверхностей (кв.м., пог.м., шт.) по видам и типам уборки. Результаты произведенных замеров по форме указанной в Приложении N7 к Описанию объекта закупки формируются в двух экземплярах, скрепляются подписями полномочных представителей Заказчика и Исполнителя. Заполнение Результатов произведенных замеров по форме указанной в Приложении N7 к Описанию объекта закупки осуществляется силами Исполнителя".
При этом в пункте 15 Описания объекта закупки установлено следующее:
"15. При не предоставлении необходимых документов, предусмотренных Описанием объекта закупки, а равно в случае отсутствия либо недостоверности в данных документах необходимой информации, Заказчик не допускает юридических и физических лиц к оказанию услуг на объекте Заказчика, что повлечет за собой нарушение сроков оказания услуг. Нарушение сроков, периодичности и качества оказания услуг является существенным нарушением условий Контракта".
На заседании Комиссии установлено, что в приложении N 7 к описанию объекта закупки установлена форма результатов произведенных замеров, состоящая из 1186 помещений.
При этом, затраты, связанные с организацией замеров убираемых поверхностей, не включены Заказчиком ни в цену Контракта, ни в обоснование начальной максимальной цены контракта,
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Описании объекта закупки требования к исполнителю о производстве замеров убираемых поверхностей противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки не установлены требование о предоставлении помещение для стирки мопов и иных уборочных текстильных материалов, что противоречит требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к санитарному содержанию (уборке) медицинских организаций.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"ГОСТ Р 58393-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования", пункт 4.4. "Для обеспечения работы клининговых компаний в медицинских организациях необходимо предусматривать помещения для персонала этих компаний (бытовые, административные), хранения инвентаря, оборудования, расходных материалов, химических средств, а также для стирки текстильных материалов, предназначенных для уборки"; ссылка на данный гост отсутствует в ООЗ
Пунктом 18.18 ООЗ установлено, что оборудование помещений, предназначенных для хранения инвентаря, стеллажами, полками, держателями осуществляется силами и за счет Исполнителя. Исходя из условий ООЗ Исполнителю будут переданы помещения для хранения мопов, поломоечных машин и гардеробная для сотрудников.
Пунктом 20.16 ООЗ определено, что Исполнитель должен собственными силами и за свой счет осуществлять стирку и обеззараживание уборочного инвентаря.
В связи с тем, что объект, в котором будут оказываться услуги по контракту, является вновь построенным зданием, все инженерные коммуникации (в том числе сети водоснабжения и водоотведения) находятся на гарантии и Заказчик не вправе самостоятельно осуществлять какие-либо работы по переносу инженерных сетей либо осуществлению врезок в них.
Проектной документацией помещения для размещения стиральных машин клининговых компаний не предусмотрены. Перенос сетей водоснабжения и канализации в непредназначенные для этого помещения фактически влечет необходимость формирования проектной документации, получения разрешения Министерства имущественных отношений Московской области (собственник здания) и производства строительно-монтажных работ, что нецелесообразно и повлечет дополнительные затраты.
Исходя из изложенного, у Заказчика отсутствует техническая возможность предоставить Исполнителю помещение для размещения стиральных машин.
Считаю необходимым отметить, что распоряжением Минздрава МО от 16.08.2023 N 215-Р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению работ по текущему ремонту, санитарному содержанию зданий и прилегающих территорий медицинских организаций государственной системы здравоохранения Московской области" утверждены правила рекомендательного характера, исполнение которых осуществляется при наличии соответствующей технической возможности".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не предоставления помещений для стирки мопов и иных уборочных текстильных материалов не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки неправомерно установлено требование к исполнителю об обслуживании сушилок в части дополнительной очистки или замене фильтра, что не соответствует объекту закупки.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено в том числе следующее:
"24. Требования к обслуживанию электрических сушилок для рук:
Очистку сушилки для рук необходимо проводить ежедневно. Выпускные отверстия для воздуха должны быть регулярно очищены. Все чистящие средства должны использоваться строго в соответствии с указаниями изготовителя (включая указания по их растворению и разбавлению). Если чистящее средство слишком долго остается на корпусе устройства, образуется пленка. Это может привести к снижению эффективности антибактериальных покрытий. Все чистящие средства необходимо предварительно опробовать в незаметных местах для проверки их пригодности. Кроме чистящих средств, не допускается попадание на корпус устройства агрессивных жидкостей, в частности, масел и спиртосодержащих веществ.
Применение этих средств для очистки сушилок является основанием для привлечения к ответственности Исполнителя: запрещается использовать следующие чистящие средства: спиртово-кислотные смеси; спирт; чистящие средства на основе растворителей/масел; четвертичный аммоний; смеси щелочных и отбеливающих веществ; вспенивающие ингредиенты: отбеливающие или абразивные чистящие средства; запрещается мытье под высоким давлением. В случае засорения впускных отверстий для воздуха требуется дополнительная очистка или замена фильтра. Фильтр меняется за счет Исполнителя".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требование к исполнителю об обслуживании сушилок вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком положениями Описания объекта закупки не регламентирован порядок оказания услуг с применением материалов, установленных Приложением N 2 к Описанию объекта закупки.
Заказчиком в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки установлены требования к материалам, используемым при оказании услуг, в том числе следующие:
- пунктом 23 установлен "Освежитель воздуха (спрей)" с характеристиками "Освежитель воздуха не должен содержать воды и должен эффективно устранять неприятные запахи без мокрого распыления. Состав: бутан, пропан, этиловый денатурированный спирт; ароматизатор, лимонен, линалоол. Отдушка: цитрусовая"
- пунктом 24 установлен "Освежитель воздуха для диспенсеров" с характеристиками "Число распылений не менее 3200. Один спрей рассчитан на освежение помещения площадью до 120 м2. Размер: по согласованию с Заказчиком. Состав: этиловый спирт, бутан, изобутан, пропан, ароматизатор. Отдушка Цитрусовая, свежесть";
- пунктом 25 установлен "Освежитель воздуха жидкий для санитарных помещений" с характеристиками "Упаковка должна быть пластиковый флакон с распылителем; дозатором. Аромат освежителя должен быть зеленый чай; морская свежесть; лаванда, цветочный. Назначение: нейтрализация неприятных запахов; очищение воздуха, дезодорация воздуха. Состав должен быть отдушка; ароматизатор; консервант; краситель. pH освежителя: от 7.6 до 10. Средство должно быть пожаробезопасно; должно быть негорюче; должно быть стабильно в воде; на воздухе; должно быть биоразлагаемо. Соответствие ГОСТ 27025-86"
- пунктом 49 установлен "Таблетки для писсуаров" с характеристиками "Таблетки должны быть с дезинфицирующим эффектом для обеззараживания и очистки писсуаров. Средство сохраняет чистоту писсуара и устраняет неприятные запахи. Средство не должно оставлять цветных разводов на внутренней поверхности писсуаров"
- пунктом 62 установлен "Дезодорант воздуха для комнат туалетных" с характеристиками "Состав дезодоранта воздуха для комнат туалетных: АПАВ-деодорант, отдушка, ПАВ неионогенные, анионные, краситель, экстракты растений, этиловый спирт из пищевого сырья. Форма выпуска дезодоранта воздуха для комнат туалетных спрей".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"В соответствии с пунктом 10.1. ООЗ качественное и своевременное оказание услуг осуществляется в строгом соответствии с установленными технологическими требованиями, в том числе ГОСТ Р 51870-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия".
Пунктом Б.3. ГОСТ Р 51870-2014 определено, что уборка санузлов включает в себя дезодорацию воздуха.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Исполнитель обязан использовать указанные в Приложении N2 к ООЗ материалы в целях обеспечения качества оказываемых услуг.
Пунктом 18.4. ООЗ определено, что материалы и оборудование для уборки (Приложение N2 к Описанию объекта закупки, Приложение N4 к Описанию объекта закупки) предоставляются Исполнителем и отдельной оплате Заказчиком не подлежат. Все используемые материалы при оказании услуг должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении N2 к Описанию объекта закупки".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом требования к оказанию услуг не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не определены единичные расценки на расходные материалы для уборки: туалетную бумагу, бумажные полотенца, бумажные салфетки, жидкое мыло, антисептик (дез.средство), мешки для мусора.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Довод жалобы в части обжалования обоснования начальной (максимальной) цены контракта, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего:
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно извещению о проведении Аукциона заказчик - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Детский клинический центр имени Л.М. Рошаля".
При этом, в Проекте контракта установлено в том числе следующее:
"ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЕТСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМЕНИ Л.М. РОШАЛЯ", именуемое(ая,ый) в дальнейшем "Заказчик", в лице Главного врача Шаповаленко Татьяны Владимировны, действующего на основании -, с одной стороны, и ИП Романов Николай Сергеевич, именуемое(ая,ый) в дальнейшем "Исполнитель".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в разделе "16. Адреса, реквизиты и подписи Сторон" Проекта контракта установлено в том числе следующее:
"Заказчик:
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Московской области "Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации "Орехово-Зуевский"
Сокращенное наименование: ГАУ СО МО "КЦСОИР "Орехово-Зуевский"
Почтовый адрес: 142621, Московская область, Орехово-Зуевский г.о., г. Куровское, ул. Коммунистическая, д. 48
Место нахождения, адрес: 142621, Московская область, Орехово-Зуевский г.о., г. Куровское, ул. Коммунистическая, д. 48
ИНН 5034019231
КПП 503401001
ОГРН 1045007005977
Банковские реквизиты:
Федеральное казначейства (л/с 30831215700, ГАУ СО МО "КЦСОИР "Орехово-Зуевский")
Исполнитель:
ИП Романов Николай Сергеевич
Сокращенное наименование: ИП Романов Н. С.
Почтовый адрес: М. О. г. Егорьевск ул. Владимирская д.15 кв. 13
Место нахождения, адрес: М. О. г. Егорьевск ул. Владимирская д.15 кв. 13
ИНН 501106641970
КПП КН ________________
КПП ________________
ОГРН 318502200028892
Банковские реквизиты:
(л/с ________________ИП Романов Н. С.)".
Таким образом, изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления информации о заказчике и исполнителе контракта подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФОРАСЕРВИС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционнной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела от 01.08.2024 N 050/06/105-25064/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 августа 2024 г. N 050/06/105-25064/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024