Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2024
Решение в полном объеме изготовлено 08.08.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
В отсутствии надлежащим образом извещенных представителей Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла и Общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (далее - ООО "ОНИКС", общество) (ходатайство о рассмотрении обращения без участия генерального директора вх. N 3200-ЭП/24 от 05.08.2024),
рассмотрев обращение (вх. N 3143/24 от 30.07.2024) Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ОНИКС" (ИНН: 1700005415, КПП: 170001001, ОГРН: 1221700002589, дата присвоения ОГРН 12.10.2022, адрес: 668150, Республика Тыва, Сут-Хольский район, с. Суг-Аксы, ул. Чогаалчылар, д. 39/1), в связи с односторонним отказом заказчика
от исполнения муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300017324000037 "Выполнение работ по капитальному ремонту фасада и частичная замена канализационных труб МБДОУ Детский сад N8 города Кызыла", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 31.07.2024 N 191/24 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300017324000037.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ООО "ОНИКС" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно письменным (вх. N 3189-ЭП/24 от 02.08.2024) пояснениям генерального директора общества следует, что главной причиной невыполнения работ явилось непредставление заказчиком помещения для ремонтных работ и отъезд работников на специальную военную операцию.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-402/2024, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Мэрией города Кызыла в ЕИС 15.03.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме N 0312300017324000037 "Выполнение работ по капитальному ремонту фасада и частичная замена канализационных труб МБДОУ Детский сад N8 города Кызыла", начальная (максимальная) цена контракта: 822 929,26 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300017324000037 заказчиком является Департамент капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0312300017324000037 от 25.03.2024 до окончания срока подачи заявок поступило 4 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
116211763 |
658 219,10 руб. |
понижение |
116200195 |
662 333,75 руб. |
понижение |
116201659 |
695 000,00 руб. |
понижение |
116141535 |
792 585,31 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0312300017324000037 от 26.03.2024 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0312300017324000037, победителем признан участник закупки N 116211763 (ООО "ОНИКС").
08.04.2024 между Департамент капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла и ООО "ОНИКС" заключен муниципальный контракт N 37.2024 "Выполнение работ по капитальному ремонту фасада и частичная замена канализационных труб МБДОУ Детский сад N8 города Кызыла".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.3 муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 предусмотрено, что порядок одностороннего отказа от исполнения контракта регламентирован частями 12.1-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение муниципального заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 37.2024 от 08.04.2024 принято 16.07.2024 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 17.07.2024 и получено ООО "ОНИКС" 17.07.2024.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 30.07.2024, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения муниципального заказчика от 16.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 16.07.2024 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 является не выполнение подрядчиком своих обязательств по заключенному муниципальному контракту N 37.2024 от 08.04.2024 в установленный срок.
Так, согласно пункту 1.1 муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту фасада и частичная замена канализационных труб МБДОУ Детский сад N 8 города Кызыла (далее - работы) и передать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ, выполненных Подрядчиком в полном объеме и в сроки, установленные контрактом, и оплатить обусловленную контрактом цену.
В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 "Срок выполнения работ по контракту: Работы должны быть выполнены в соответствии с графиком выполнения работ, являющегося неотъемлемой частью контракта (Приложение N 2), но не позднее 31 июля 2024 года".
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что ООО "ОНИКС" в установленный срок работы не выполнены, что подтверждается: претензией по исполнению муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 исх. N 03-03-24/838 от 24.06.2024, уведомление о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке от 03.07.2024 исх. N 03-03-24/878.
Кроме того, письменным пояснением генерального директора общества "..." подтверждается факт невыполнения работ в полном объеме, поскольку направлялось дополнительное соглашение по обоюдному согласию о расторжении контракта от 10.06.2024 и ответ на уведомление претензионной переписки о невозможности выполнения работ от 26.06.2024.
На основании изложенного 16.07.2024 заказчиком принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024.
Таким образом, в установленные муниципальным контрактом N 37.2024 от 08.04.2024 сроки ООО "ОНИКС" не выполнило обязательства, предусмотренные контрактом, доказательств обратного в материалах дела отсутствуют.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, подрядчик, принимая решение о заключении контракта, должен осознать все связанные с этим риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на подрядчике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "ОНИКС" муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательств обратного в материалах дела отсутствуют.
Довод генерального директора "..." о заключении договора с бригадиром "..." о выполнении частичной замены канализационных труб и окрашивания фасада, не приняты Комиссией Тывинского УФАС России, поскольку ответственность перед заказчиком за выполнение субподрядчиком работ несет непосредственно ООО "ОНИКС".
Кроме того, довод общества о том, что отъезд работников строительной бригады на специальную военную операцию, также Комиссией Тывинского УФАС России не принято во внимание, поскольку подтверждающих документов обществом не представлены, а равно не представлены доказательства свидетельствующие о невозможности привлечения иных работников.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Достаточных доказательств, подтверждающих совершение со стороны общества действий, направленных на исполнение муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 с момента его заключения (08.04.2024) и до истечения десятидневного срока после принятия решения заказчика об одностороннем отказе для устранения нарушений (30.07.2024), в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в ходе рассмотрения обращения Департамента капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ОНИКС", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь, действия (бездействия) ООО "ОНИКС" по ненадлежащему исполнению условий муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024 свидетельствуют о недобросовестном поведении общества.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Департаментом капитального строительства и реализации жилищных программ Мэрии г. Кызыла в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ОНИКС" (ИНН: 1700005415, КПП: 170001001, ОГРН: 1221700002589, дата присвоения ОГРН 12.10.2022, адрес: 668150, Республика Тыва, Сут-Хольский район, с. Суг-Аксы, ул. Чогаалчылар, д. 39/1), его генерального директора и учредителя "..." (ИНН: "..."), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 37.2024 от 08.04.2024, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312300017324000037 "Выполнение работ по капитальному ремонту фасада и частичная замена канализационных труб МБДОУ Детский сад N 8 города Кызыла", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председательствующий Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Исп."..."
тел.83942266788
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 августа 2024 г. N 017/06/104-402/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024