Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Салаев З.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАРТФАРМ" на действия (бездействие) Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку фармацевтических препаратов медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов для нужд Государственного бюджетного учреждения "Республиканский онкологический диспансер",
в присутствии представителя Заявителя (посредством видеоконференцсвязи): Митрохина К.В. по доверенности от 01.03.2024
в присутствии представителя Уполномоченного органа: Батаев Ю.К. по доверенности от 04.03.2024;
в отсутствие представителя Заказчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "МАРТФАРМ" (ИНН 7708823950) на действия (бездействие) Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку фармацевтических препаратов медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов для нужд Государственного бюджетного учреждения "Республиканский онкологический диспансер" (далее - Заказчик), на начальную (максимальную) цену контракта 3 220 347,00 рублей (номер извещения 0194200000524003898), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Уполномоченного органа осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы следует, что "Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N 0194200000524003898, опубликованному 07.08.2024 на официальном сайте в информационной системе, комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона N 0194200000524003898 участника с идентификационным номером 3, предложившего цену контракта 1 851 699,33 руб. При этом в протоколе указано следующее: "Предложение о цене с учетом преференций по 126н - 1 573 944,43 руб.".
Заявитель считает, что данное решение аукционной комиссии принято с грубыми нарушениями действующего законодательства, устанавливающего ограничения и условия допуска лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, которые выразились в следующем.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
Пунктом 1 постановления N 1289 предусмотрено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 1289 победитель аукциона определяется после стадии проведения аукциона при подведении итогов электронного аукциона с учетом применения положений Постановления N 1289.
Также предусмотренные статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства установлены в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н), согласно пункту 1.4 которого в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Подпунктом 1.3 пункта 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу, при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
На основании изложенного следует, что если после отклонения заявок, предлагающих иностранные лекарственные препараты, в соответствии с механизмом, установленным пунктом 1 Постановления N 1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке всех лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, утвержденные подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа N 126н.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (с изменениями от 16.04.2024) данный лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
ООО "МАРТФАРМ" (далее - Общество) в своей заявке, которой присвоен идентификационный номер 4, предложило к поставке: "ТН Йогексол ТР, раствор для инъекций, 350 мг йода/мл100 мл, кор. картон. 10, производитель ООО "Мосфарм", Россия в количестве 195 упаковок.".
В составе заявки к документам, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, были приложены, в том числе:
- регистрационное удостоверение ЛП-003107 от 21.07.2015 (производитель ООО "Мосфарм") и Сертификат о происхождении товара форма СТ-1 N 4018909, которым подтверждается, что страной происхождения предлагаемого к поставке препарата является Российская Федерация и указывается, что лекарственный препарат ТН Йогексол ТР, раствор для инъекций, 350 мг йода/мл, производитель ООО "Мосфарм" полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации.
Как следует из текста Протокола подведения итогов определения поставщика Аукционной комиссией указано, что "Предложение о цене с учетом преференций по 126н - 1 573 944,43 руб.", то есть контракт будет заключаться по цене сниженной на 15 процентов от ценового предложения участника, признанного победителем закупки.
При этом, как следует из пункта 1.3. Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов "в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза)".
Таким образом, Аукционная комиссия текстом протокола подведения итогов аукциона подтверждает, что заявка победителя содержит предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Однако, учитывая три иные заявки, в которых содержатся предложения о поставке товаров, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, такая заявка должна была быть отклонена по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства N 1289.
Заявитель считает, что нарушения Аукционной комиссии при проведении аукциона и принятии решения о выборе победителя электронного аукциона, с которым заключается контракт, выразились в несоблюдении требований Постановления Правительства N 1289 по отклонению заявок, содержащих предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств при наличии двух заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов двух разных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза.
Представитель Уполномоченного органа не признает требования Заявителя к Комиссии по осуществлению закупок, считает их необоснованными, поскольку Уполномоченный орган проводил электронный аукцион в строгом соответствии с закупочной документацией и требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке, утвержденными Заказчиком.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Анализ действий Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку фармацевтических препаратов медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов для нужд Государственного бюджетного учреждения "Республиканский онкологический диспансер", показал, что критерии оценки в равной степени применялись ко всем участникам закупки и позволяли объективно сопоставить поданные заявки на предмет их соответствия требованиям, предъявленным Заказчиком.
При этом, самим Заказчиком в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, не была размещена.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МАРТФАРМ" на действия (бездействие) Комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку фармацевтических препаратов медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов для нужд Государственного бюджетного учреждения "Республиканский онкологический диспансер", на начальную (максимальную) цену контракта 3 220 347,00 рублей (номер извещения 0194200000524003898) - необоснованной.
2. Признать в действиях (бездействии) Государственного бюджетного учреждения "Республиканский онкологический диспансер" при размещении извещения об осуществлении закупки о проведении электронного аукциона на поставку фармацевтических препаратов медицинских химических веществ и лекарственных растительных продуктов (номер извещения 0194200000524003898) нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Государственному бюджетному учреждению "Республиканский онкологический диспансер" обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
З.Р. Салаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 14 августа 2024 г. N 020/06/42-66/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024