рассмотрев обращение, направленное Арбитражным судом Брянской области (далее - Заказчик), о включении информации об ИП Попове М.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021
N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ИП Попове М.А. для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
В ходе рассмотрения Обращения 07.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.08.2024.
Заказчиком 15.01.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке здания Арбитражного суда Брянской области по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Горького, д. 58 и прилегающих территорий к зданиям суда по адресам: пер. Трудовой, д. 6 и ул. Горького, д. 58 в г. Брянске Брянской области (номер извещения в ЕИС - 0127100007024000002) (далее - Аукцион, Извещение).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта (далее - НМЦК) составляет 1 991 700 руб.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ИП Поповым М.А. заключен государственный контракт от 05.02.2024 N 5 (далее - Контракт), цена которого составила 1 523 650,80 руб.
Из пункта 1.1 Контракта следует, что предметом Контракта является оказание услуг по уборке здания Арбитражного суда Брянской области и прилегающих территорий к зданиям суда (далее - Услуги, Объект) в соответствии с заданием на оказание услуг по уборке здания Арбитражного суда Брянской области и прилегающих территорий к зданиям суда (приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Услуги оказываются ИП Поповым М.А. в период с 01.02.2024 по 31.10.2024.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.2 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 7.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае однократного нарушения ИП Поповым М.А. существенных условий Контракта, известив об этом ИП Попова М.А. письменно.
Из Обращения следует, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.07.2024 (далее - Решение) послужило ненадлежащее исполнение ИП Поповым М.А. обязательств по Контракту.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 17.07.2024 размещено Решение в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления ИП Попова М.А. о принятом Заказчиком Решении является 17.07.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из содержания части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ИП Поповым М.А. нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 30.07.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, регламентированной датой формирования и направления Обращения в ФАС России является 01.08.2024, при этом Комиссией установлено, что Заказчиком направлено Обращение 02.08.2024.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Из Решения следует, что Заказчиком направлены в адрес ИП Попова М.А. письма от 28.05.2024 N 3043/ФХО, от 31.05.2024 N 3073/ФХО, от 24.06.2024 N 3245/ФХО, от 26.06.2024 N 3275/ФХО с требованиями об устранении следующих выявленных недостатков оказания Услуг ИП Поповым М.А.:
- недостаточное количество персонала ИП Попова М.А., привлеченного для оказания Услуг;
- непредставление ИП Поповым М.А. поименного списка работников, медицинских книжек работников;
- несоответствие предоставляемых ИП Поповым М.А. расходных материалов требованиям Контракта;
- отсутствие сменных комплектов одежды у персонала ИП Попова М.А.;
- невыполнение ИП Поповым М.А. обязательств по мытью фасада здания, окон, стрижке элементов озеленения, уборке травы.
Представитель ИП Попова М.А. на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым затруднения с исполнением Контракта обусловлены территориальной удаленностью Объекта от местонахождения ИП Попова М.А., что, в свою очередь, привело к возникновению кадрового дефицита.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель ИП Попова М.А. сообщил, что Услуги оказывались ИП Поповым М.А. непрерывно, замечания Заказчика устранялись по мере их предъявления.
Также Комиссией установлено, что сумма исполненных ИП Поповым М.А. обязательств по Контракту составляет 1 015 767,18 руб. (67 % от цены Контракта).
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании представленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что ИП Поповым М.А. принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация об ИП Попове М.А. не подлежит включению в Реестр.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с позицией 36 приложения к Постановлению N 2571 в случае проведения закупки на оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий, к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиция 36 приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Извещением установлено, что объектом закупки является оказание услуг по уборке здания Арбитражного суда Брянской области и прилегающих территорий, НМЦК составляет 1 991 700 руб.
Таким образом, объектом закупки является оказание услуг по уборке здания, прилегающих к нему территорий, в связи с чем к участникам закупки необходимо устанавливать дополнительные требования, предусмотренные позицией 36 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем Комиссия, изучив Извещение, установила, что данные требования Заказчиком не установлены.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего к участникам Аукциона дополнительные требования, предусмотренные позицией 36 приложения к Постановлению N 2571, нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдается, поскольку Заказчиком заключен Контракт.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА
1. Информацию, представленную Заказчиком об ИП Попове М.А. (ИНН: 402915730487) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2024 г. N 24/44/104/267
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024