На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии
ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия
ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
ООО "Немская ПМК" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении
КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни (далее - Заказчик), КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на установку металлического забора по периметру здания КОГОБУ СШ с УИОП пгт Уни, расположенного по адресу: пгт Уни, ул. Ленина, д. 24 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0340200003323005895) (далее - Аукцион, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя Оператором электронной площадки по результатам проведения Аукциона не прекращено блокирование денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил,что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату размещения Извещения).
В ходе проведения внеплановой проверки 31.07.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 07.08.2024.
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий Оператора электронной площадки Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением, документацией о проведении Аукциона, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.04.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 326 080,43 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств Заказчика;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.05.2023;
6) на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только 1 заявка с предложением о цене контракта в размере 1 326 080,43 руб., признанная соответствующей Извещению и Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 99 статьи 44 Закона о контрактной системе режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:
1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки,в течение срока, предусмотренного Законом о контрактной системе;
2) перевод в случаях, предусмотренных статьей 44 Закона о контрактной системе, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:
а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 статьи 44 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:
1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе;
3) заключение контракта в соответствии с Законом о контрактной системе с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимися от заключения контракта;
4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;
5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
6) получение предусмотренного Законом о контрактной системе решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;
7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе в связи с его уклонением от заключения контракта.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Извещением устанавливается обеспечения заявки в размере 13 260,80 руб.
АО "Российский сельскохозяйственный банк 01.05.2023 заблокировал на специальном счете Заявителя N 40702810422140000072 денежные средства в размере обеспечения заявки по запросу Оператора электронной площадки.
Согласно доводу Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего отмену блокировки денежных средств на специальном счете Заявителя, предоставленных в качестве обеспечения заявки в соответствии с Извещением.
На заседании Комиссии установлено, что сумма заблокированных в соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе денежных средств на специальном счете Заявителя составляет 13 260,80 руб.
Вместе с тем Оператор электронной площадки пояснил, что отмена блокировки денежных средств в размере обеспечения заявки осуществляется только после заключения контракта, либо после формирования Заказчиком протокола отказа от заключения контракта.
Комиссией также установлено, что Заказчик отказался от заключения контракта ввиду наличия у участника закупки начисленной и неоплаченной неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом N 0140300002421000004, который Заявитель приложил в качестве подтверждения добросовестности.
При этом Заказчиком не размещен протокол отказа от заключения контракта по результатам Аукциона в ЕИС, вместо этого Заказчик направил Заявителю информационное письмо от 29.05.2023 N 268, содержащее информацию о причинах отказа от заключения контракта с Заявителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения части 2 статьи 7.31 Кодекса об административных правонарушениях
Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по данному делу уже проводилось административное производство, материалы от 07.08.2024 по делу N П-168/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
4. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2024 г. N П-168/24 (ключевые темы: оператор электронных площадок - участники закупок - специальные счета - контрактная система в сфере закупок - реестр недобросовестных поставщиков)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024