рассмотрев обращение, направленное КП "Управление гражданского строительства" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Питерград" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021
N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Питерград" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
В ходе рассмотрения Обращения 12.08.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.08.2024.
Заказчиком 26.04.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Пожарное депо на 4 машино-места, р-н Богородское, 6-й пр-д Подбельского, влд. 8-10" (номер извещения в ЕИС - 0173200001423000641) (далее - Конкурс, Извещение).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 710 906 133 руб.
По результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО "Питерград" заключен государственный контракт от 31.05.2023 N ГосПодб 8-10/ГП/ПД/23/157 (далее - Контракт), цена которого составила 710 382 653 руб.
Из пункта 1.1 Контракта следует, что Заказчик поручает, а ООО "Питерград" обязуется выполнить подрядные работы по строительству объекта: "Пожарное депо на 4 машино-места, р-н Богородское, 6-й пр-д Подбельского, влд. 8-10" (далее - Работы, Объект), в соответствии с проектной документацией и техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), соблюдая срок строительства Объекта, а Заказчик - принять и оплатить Работы, выполненные ООО "Питерград" в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта ООО "Питерград" обязуется выполнить Работы в сроки, установленные в графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к Контракту).
Согласно пунктам 4.2, 4.3 Контракта срок выполнения Работ составляет 395 календарных дней с даты заключения Контракта, то есть до 29.06.2024.
В силу пункта 6.3.14 Контракта ООО "Питерград" обязано обеспечить в ходе строительства Объекта выполнение на строительной площадке мероприятий по обеспечению безопасности строительства, культуры производства и охраны труда, в том числе, требований, указанных в приложении N 4 к Контракту (далее - Требования по безопасности).
Из пункта 6.3.2 Контракта следует, что ООО "Питерград" обязано создать геодезическую разбивочную основу для строительства с выносом в натуру основных и (или) главных осей сооружений, инженерных коммуникаций, дорог, выполнить разбивочные работы в процессе строительства, которые должны обеспечивать вынос в натуру от пунктов геодезической разбивочной основы с заданной точностью осей и отметок реперов, определяющих в соответствии с проектной документацией положение в плане и по высоте частей и конструктивных элементов зданий (сооружений), трасс дорог, надземных и подземных коммуникаций, выполнить наблюдение за деформацией (мониторинг) оснований, фундаментов и подземных частей зданий (сооружений) в процессе строительства.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2.1 Контракта установлено, что Заказчик вправе расторгнуть Контракт в порядке одностороннего отказа в случае, если ООО "Питерград" не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом или нарушает график выполнения строительно-монтажных работ, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок.
В силу пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.07.2024 N КПУГС-2-18049 (далее - Решение) послужило существенное нарушение ООО "Питерград" сроков выполнения Работ по Контракту, а также неоднократные нарушения ООО "Питерград" Требований по безопасности.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 26.07.2024 размещено Решение в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления ООО "Питерград" о принятом Заказчиком Решении является 26.07.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из содержания части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "Питерград" нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 06.08.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчиком в соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Обращение в ФАС России 07.08.2024.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым строительная площадка передана ООО "Питерград" по акту приема-передачи строительной площадки 02.06.2023.
Письмом от 02.11.2023 N 461-М/23ПГ ООО "Питерград" уведомило Заказчика о необходимости обеспечения ведения авторского надзора за строительством Объекта.
Ответным письмом от 27.12.2023 N КПУГС-2-32155 Заказчик сообщил ООО "Питерград" о том, что 26.12.2023 между Заказчиком и ООО "Строительная компания Квант" заключен государственный контракт N ГосПодб 8-10/АН/ПД/23/408 на ведение авторского надзора.
Представители ООО "Питерград" на заседании Комиссии сообщили, что в рамках выполнения Работ ООО "Питерград" выявлена необходимость в проведении мероприятий по комплексу работ геотехнического мониторинга, о чем ООО "Питерград" уведомило Заказчика письмами от 29.09.2023 N 359-М/23ПГ, от 25.10.2023 N 424-М/23ПГ и просило согласовать представленные программы мониторинга.
Вместе с тем представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в адрес ООО "Питерград" направлено письмо от 08.11.2023 N КПУГС-2-27320, из содержания которого следует, что ООО "Питерград" в соответствии с пунктом 6.3.2 Контракта обязано выполнять наблюдение за деформацией (мониторинг) оснований, фундаментов и подземных частей зданий (сооружений) в процессе строительства. При этом Заказчиком согласована одна из представленных ООО "Питерград" программ мониторинга специализированной организации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Заказчиком в адрес ООО "Питерград" направлены претензии от 30.01.2024 N КПУГС-2-1982, от 19.06.2024 N КПУГС-2-145042 о нарушениях сроков выполнения Работ по Контракту, выявленных по результатам проведения проверок.
Также Заказчиком направлены претензии от 13.03.2024 N КПУГС-2-5699, от 13.03.2024 N КПУГС-2-5700, от 05.04.2024 N КПУГС-2-8086, согласно которым комиссией по контролю за надлежащим исполнением условий Контракта выявлены нарушения ООО "Питерград" требований по безопасности. Так, в частности, ООО "Питерград" не соблюдены требования по наличию необходимой документации на строительной площадке, требования к обустройству и содержанию строительной площадки, требования по охране труда при перепадах высот, требования к охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности.
Кроме того, вышеупомянутыми претензиями предусмотрены требования Заказчика об уплате неустоек и штрафов на общую сумму 5 423 651 руб. Вместе с тем указанные требования ООО "Питерград" не удовлетворены.
Комиссией установлено, что ООО "Питерград" на момент принятия Решения исполнены обязательства по Контракту на сумму 63 777 566,51 руб., что составляет 9 % от цены Контракта.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем ООО "Питерград" на заседании Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение принятых по Контракту обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что ООО "Питерград" не приняты меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация об ООО "Питерград" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Питерград" (195197, Санкт-Петербург, Минеральная ул., д. 13, литера А, помещ. 10Н, офис 206; ИНН: 7813240241; директор/участник юридического лица - Котик Владимир Петрович, ИНН: 780100692651) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Питерград" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 августа 2024 г. N 24/44/104/276
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024