Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика ФГБОУ ВО Саратовский Государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова о включении ООО "ЧОО "ФИШТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360100034024000001 "Оказание услуг по
физической охране объектов ФГБОУ ВО Вавиловский университет" (далее - Информация), УСТАНОВИЛА:
31.07.2024 ФГБОУ ВО Саратовский Государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "ЧОО "ФИШТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360100034024000001 "Оказание услуг по физической охране объектов ФГБОУ ВО Вавиловский университет" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
07.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является ФГБОУ ВО Саратовский Государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 928 632,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.03.2024 NИЭА1 заявка ООО "ЧОО "ФИШТ" (далее- Общество, Подрядчик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
29.03.2024 между ФГБОУ ВО Саратовский Государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова и ООО "ЧОО "ФИШТ" по итогам проведения электронного аукциона заключён контракт N 0001 с реестровым номером 1645502419724000015 на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны).
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется оказывать услуги по физической охране объектов ФГБОУ ВО Вавиловский университет (далее - Услуги):
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в срок, предусмотренный Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что сроки оказания Услуг: с 00 час.00 мин. 01.04.2024 по 00 час.00 мин. 31.12.2024.
Услуги оказываются поэтапно. Срок оказания Услуг в рамках отдельных этапов исполнения Контракта :
1 этап - с 01.04.2024 по 30.04.2024;
2 этап - с 01.05.2024 по 31.05.2024;
3 этап - с 01.06.2024 по 30.06.2024;
4 этап - с 01.07.2024 по 31.07.2024;
5 этап - с 01.08.2024 по 31.08.2024;
6 этап - с 01.09.2024 по 30.09.2024;
7 этап - с 01.10.2024 по 31.10.2024;8 этап - с 01.11.2024 по 30.11.2024; 9 этап - с 01.12.2024 по 31.12.2024.
В соответствии с п. 2.1.1 Контракта исполнитель обязан оказать Услуги Заказчику лично согласно Спецификации и Техническому заданию.
Пунктом 2.1.3. Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения Контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание Услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
Согласно п. 2.1.5. Контракта Исполнитель обязан незамедлительно предоставлять Заказчику информацию об обстоятельствах, возникающих при выполнении обязательств, предусмотренных Контрактом, влияющих на их своевременное и надлежащее выполнение, в том числе о вынесении в адрес Исполнителя контролирующими и надзорными органами предписаний об устранении выявленных нарушений, возбуждении административного производства, привлечении к административной ответственности, приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.
Согласно п. 2.2.2. Контракта Заказчик обязан с участием Исполнителя осмотреть и принять результат оказанных Услуг в сроки и порядке, предусмотренные Контрактом, а при обнаружении отступлений от Контракта, ухудшающих результат оказанных Услуг, немедленно письменно уведомить об этом Исполнителя.
В соответствии с п. 3.1 Контракта 3.1. Услуги по Контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания Услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания Услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, содержащий информацию в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
К документу о приемке прилагаются счёт, счёт-фактура (в случае если предоставление счёта-фактуры обязательно для Исполнителя в соответствии с законодательством), которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в документе о приемке.
Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Исполнителем, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
Приемка оказанных Услуг в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с момента предоставления Исполнителем документа о приемке.
В случае если срок оказания Услуг по Контракту составляет не более одного календарного месяца либо оказываемые Исполнителем Услуги носят разовый характер, приемка оказанных Услуг в соответствии с Контрактом осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с даты окончания срока оказания Услуг Исполнителем и предоставления Исполнителем документа о приемке.
Заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств Исполнителем по Контракту на предмет соответствия оказанных Услуг требованиям и условиям Контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.
В случае привлечения Заказчиком экспертов, экспертных организаций результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.
Пунктом 7.1 Контракта предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Условия об ответственности Заказчика и Исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, установлены в соответствии со статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
Согласно п. 9.2 Контракта в случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из Сторон своих обязательств, другая Сторона может направить претензию. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Исполнителем или Заказчиком условий Контракта, такой обмен осуществляется с использованием ЕИС путем направления электронных уведомлений. Такие документы формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Исполнителя, и размещаются в ЕИС без размещения на официальном сайте. В отношении всех претензий, направляемых по Контракту, Сторона, к которой адресована данная претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
Пунктом 11.4. Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями ч. 8-11, 12.1, 13-19, 20.1, 21-23 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
16.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
16.07.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 16.07.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 29.07.2024.
Согласно пояснениям Заказчика, решение об одностороннем отказе было принято в связи с нарушением условий Контракта, которые возникли при его исполнении.
06.05.2024 в Единой информационной системе размещены документы Общества о приемке оказанных услуг от 02.05.2024, что подтверждается счетом фактурой N 37 на сумму 436 555,80 рублей.
Заказчиком была проведена экспертиза выполненных работ, согласно которой в действиях Общества выявлены следующие замечания: Общество с момента исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом не подписало и не предоставило Акт принятия объектов под охрану, а также лица, которые оказывали услуги по охране от Общества были без удостоверений частного охранника (4 разряд). Данные нарушения отражены в акты экспертизы от 03.05.2024.
Также 15.04.2024 Заказчиком получено письмо за исх. N 538/1393 от Управления Росгвардии по Саратовской области, согласно которому в ходе мониторинговых мероприятий на объектах Института выявлены многочисленные нарушения требований Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в деятельности ООО "ЧОО "ФИШТ".
Так, сотрудниками Росгвардии зафиксировано, что работники Общества осуществляли охранную деятельность без удостоверений охранников, у работников отсутствовали личные карточки охранников. Общество по итогам проверки было привлечено к административной ответственности.
04.06.2024 в Единой информационной системе размещены документы Общества о приемке оказанных услуг от 31.05.2024, что подтверждается счетом фактурой N 46 на сумму 438 553,56 рублей
Заказчиком также проведена экспертиза оказанных услуг, что подтверждается актом экспертизы от 04.06.2024.
Согласно данному акту, услуги ООО "ЧОО "ФИШТ" оказаны Заказчику в полном объеме, однако имеются следующие замечания: до 04.06.2024 Общество не подписало и не предоставило Акт принятия объектов под охрану, также Общество допустило в мае 2024 года два случая ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных контрактом, которые выразились в не проведении обходов территории в ночное время.
Заказчиком 04.06.2024 в адрес Общества направлена претензия за исх. N 01/5408, в которой указаны нарушения Общества при исполнении обязательств, предусмотренных контрактом за апрель-май 2024 года. Ответ на данную претензию получен не был.
18.06.2024 Заказчиком повторно направлена в адрес Общества претензия за исх. N 01/5846, в которой было указано, что 07.06.2024 была проведена проверка обеспечения пропускного и внутриобъектового прохода на территорию Института. В ходе проверки сотрудником службы безопасности осуществлен беспрепятственный проход без пропуска установленного образца. При последующей проверке оказалось, что у охранника отсутствует личная карточка охранника.
24.06.2024 Заказчиком получено письмо за исх. N 538/2726 от Управления Росгвардии по Саратовской области, согласно которому выявлены нарушения в деятельности общества. Выявлены сотрудники, осуществляющие охранную деятельность без паспорта охранника, за что они привлечены в последующем к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ. Кроме того, материалы проверки в отношении ООО "ЧОО "ФИШТ" направлены по месту регистрации юридического лица в Центр ЛРР Главного управления Росгвардии по республике Крым и городу Севастополю для последующего принятия мер реагирования.
03.07.2024 в Единой информационной системе размещены документы Общества о приемке оказанных услуг от 01.07.2024, что подтверждается счетом фактурой N 56 на сумму 429 097,05 рублей.
Заказчиком была проведена экспертиза оказанных услуг, согласно которой в действиях Общества выявлены следующие замечания: Общество с момента исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом не подписало и не предоставило Акт принятия объектов под охрану, а также лица, которые оказывали услуги по охране от Общества были без удостоверений частного охранника (4 разряд). Данные нарушения отражены в акты экспертизы от 03.07.2024.
Заказчик 19.07.2024 в адрес Общества посредством ЕИС направил претензию за исх. N 04/6676, в которой указано, что Общество проигнорировало рассмотрение ранее направленных претензий, а также что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Кроме того, в претензии было указано, что Общество повторно допустило одного охранника до осуществления им трудовой деятельности без надлежащим образом оформленных документов.
Также в претензии указано, что 18.07.2024 Общество вообще не обеспечило охрану объекта, что вынудило Заказчика понести дополнительные финансовые затраты. В данной претензии также указано, что Заказчик понес материальный ущерб на сумму 4 772,13 рублей.
Заказчиком 26.07.2024 за исх. N 07/6882 в адрес Общества вновь направлена претензия, согласно которой Общество не отвечает ни на одну из направленных ранее претензий.
Общество 24.07.2024 посредством ЕИС направило возражение на решение об одностороннем отказе с указанием, что все факты исправлены.
В претензии также отражено, что до настоящего времени имеются грубые нарушения условий Контракта, а также установлен факт, что сотрудником Общества 23.07.2024 были изъяты и увезены в неизвестном направлении средства активной обороны, принадлежащие Заказчику.
Аналогичные доводы содержатся в претензии, направленной Заказчиком 29.07.2024 за исх. N 01\6917.
30.07.2024 Заказчиком получено письмо за исх. N 538/3318 от Управления Росгвардии по Саратовской области, согласно которому выявлены нарушения в деятельности общества. Выявлены сотрудники, осуществляющие охранную деятельность без паспорта охранника, за что они привлечены в последующем к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ. Кроме того, материалы проверки в отношении ООО "ЧОО "ФИШТ" направлены по месту регистрации юридического лица в Центр ЛРР Главного управления Росгвардии по республике Крым и городу Севастополю для последующего принятия мер реагирования.
Таким образом, исполнение обязательств Обществом на протяжении всего времени осуществлялось с грубым нарушением норм действующего законодательства.
Присутствующий на рассмотрении представитель Общества пояснил следующее.
Все имеющиеся нарушения Обществом были устранены, проведена разъяснительная работа с личным составом, осуществляющим охрану объектов Заказчика. По выявленным фактам нарушения охранниками своих должностных обязанностей проведена служебная проверка и лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Доказательств наличия у ООО "ЧОО "ФИШТ" каких-либо иных обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, Комиссии не представлено
Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что в ходе рассмотрения информации было установлено, что пояснения Общества об устранении недостатков опровергаются направленными Заказчиком претензиями, а также письмами от Управления Росгвардии по Саратовской области.
Таким образом, сделать вывод о том, что Общество устранило все выявленные нарушения, которые послужили основанием для принятия Заказчиком одностороннего отказа не представляется возможным.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2020 N Ф06-62165/2020 по делу N А65-26622/2019
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте
ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства.
В связи с тем, что ООО "ЧОО "ФИШТ" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация об ООО "ЧОО "ФИШТ" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную ФГБОУ ВО Саратовский Государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова, в отношении ООО "ЧОО "ФИШТ" включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ЧОО "ФИШТ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 августа 2024 г. N 64-241
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024