Резолютивная часть объявлена 08 августа 2024 г. Изготовлено в полном объеме 13 августа 2024 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
_ |
председатель Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
||
_ |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель .. |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
_ |
||
Способ определения поставщика |
Запрос котировок в электронной форме |
||
Закупка N |
0344100005824000095 |
||
Объект закупки |
Поставка стиральной машины для банно-прачечного комплекса |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
730 000 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
25.07.2024 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
01.08.2024 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
2 (две), с идентификационными номерами заявок 111, 184 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
2 (две), с идентификационными номерами заявок 111, 184 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/8892626878, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя, описание объекта закупки сформировано заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
- описание характеристик объекта закупки и их показатели в структурированной форме извещения не соответствуют характеристикам и показателям описания объекта закупки в отдельном электронном файле, являющегося приложением к извещению об осуществлении закупки;
- при описании объекта закупки заказчиком установлены дополнительные характеристики, непредусмотренные КТРУ, в отсутствие должного обоснования их включения;
- установленные характеристики и их показателя в совокупности соответствуют товару одного производителя - АО "Вяземский машиностроительный завод": стиральная машина "Вега" В-25.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика на заседании Комиссии возражала против довода жалобы N2, указала, что извещение об осуществлении закупки в этой части не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе..."; относительно довода жалобы N1 устно подтвердила наличие противоречий в описании объекта закупки, вместе с тем, полагает, что описание объекта закупки в электронном файле не вводит в заблуждение участников закупки, а конкретизирует положения КТРУ; относительно довода жалобы N3 представитель заказчика сообщила, что у заказчика имеется потребность в приобретении товара с конкретными характеристиками. Письменных пояснений, а также документов, подтверждающих или опровергающих позицию заказчика по доводам жалобы, в материалы дела заказчиком предоставлено не было.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно ч. 12 ст. 4 ФЗ "О контрактной системе..." в случае, если информация, предусмотренная пунктами 1 - 15 части 3 настоящей статьи и размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.
Частью 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч.2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе электронный документ с описанием объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 ФЗ "О контрактной системе..." порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Так, заказчики (п.4 Правил) обязаны при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является - поставка стиральной машины для банно-прачечного комплекса (код позиции по КТРУ: 28.94.22.110-00000006).
Как подтверждается материалами дела, в структурированном виде извещения об осуществлении закупки, размещенного на сайте ЕИС, заказчиком установлены следующие характеристики и их показатели:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Мощность |
> 30 и 40 |
Номинальная (максимальная) загрузка белья |
> 25 и 50 |
Тип по способу загрузки |
Фронтальная |
Тип управления |
Автоматическое |
Тип нагрева воды |
Электрическая |
Внутренний и наружный барабан |
нержавеющая сталь |
Облицовки |
окрашенная сталь (нержавеющая сталь- под заказ) |
Согласно открытой части ЕИС, заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки также размещено описание объекта закупки в виде отдельного электронного файла - "Приложение N 3 Описание объекта закупки (1)".
В то же время, описание объекта закупки в отдельном электронном файле "Приложение N 3 Описание объекта закупки (1)" содержит следующие характеристики и их показатели, отличные от тех, которые указаны в заказчиком в структурированной форме извещения:
Nп/п |
Наименование товара |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
1 |
Стиральная машина |
Максимальная загрузка, кг |
25 |
Внутренний и наружный барабан |
нержавеющая сталь |
||
Облицовки |
окрашенная сталь (нержавеющая сталь- под заказ) |
||
Вид управления |
автоматический (не менее 50 программ) |
||
Частота вращения при стирке, об/мин |
не менее 40-44 |
||
Частота вращения при отжиме, об/мин |
не менее 496 |
||
Номинальная мощность электродвигателя привода, кВт |
не менее 30 |
||
Номинальная мощность элементов нагрева, кВт |
не менее 30 |
||
Габаритные размеры, мм |
Длинна 955 Ширина 970 Высота 1445 |
||
Вес нетто, кг |
320 |
||
Удельный расход воды, дм3/кг |
17 |
||
Выходной диаметр сливного патрубка, мм |
76 |
||
Напряжение электросети, В |
380 |
Таким образом, как подтверждается материалами дела, электронный документ - "Приложение N 3 Описание объекта закупки (1)", сформированный без использования функционала ЕИС, но размещенный заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки, содержит информацию отличную от информации, содержащуюся в Извещении об осуществлении закупки, сформированную с использованием ЕИС (структурированная форма описания объекта закупки).
При таких обстоятельствах, описание объекта заказчиком сформировано и размещено в ЕИС с нарушением требований ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", п. 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с изложенным, довод жалобы N1 является обоснованным.
2. Довод жалобы N2 не нашел подтверждения материалами дела в связи со следующим.
В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных п.5 Правил.
Как установлено п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Как подтверждается материалами дела, заказчиком при описании объекта закупки указаны как характеристики, которые предусмотрены позициями КТРУ (код позиции по КТРУ: 28.94.22.110-00000006), так и дополнительные, которые не предусмотрены в позициях КТРУ (например, "внутренний и наружный барабан", "облицовки").
Как следует из открытой части ЕИС, заказчиком в структурированном виде извещения об осуществлении закупки указано обоснование необходимости включения в описание товара дополнительных характеристик, не предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: "Для приобретения товара, наибольшей степени удовлетворяющей потребности заказчика и в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки обоснована необходимость включения в описание товара дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, в соответствии п.6 Правил.
В связи с чем, довод жалобы N2 является необоснованным.
3. Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе_" контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч.2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе_" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия Курского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в извещении об осуществлении закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. Данная позиция отражена в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Из текста жалобы следует, что по совокупности следующих характеристик и их показателей, установленных в описании объекта закупки подходит товар только одного производителя - АО "Вяземский машиностроительный завод": стиральная машина "Вега" В-25. В качестве подтверждения своей позиции, заявителем в материалы дела предоставлено руководство по эксплуатации на стиральную машину "Вега" В-25.
Представитель заказчика на заседании Комиссии не стала отрицать, что заказчику требуется товар - АО "Вяземский машиностроительный завод": стиральная машина "Вега" В-25. При этом, в материалы дела заказчиком не предоставлено документов, подтверждающих, что описанию объекта закупки соответствовали бы товары как минимум двух производителей.
Согласно сведениям предоставленным оператором электронной площадки, на участие в закупке было подано 2 заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Так, участниками к поставке был предложен товар производства - АО "Вяземский машиностроительный завод".
Кроме того, описание объекта закупки в электронном документе "Приложение N 3 Описание объекта закупки (1)" содержит конкретные характеристики и их показатели, соответствующие именно товару - стиральная машина "Вега" В-25 (АО "Вяземский машиностроительный завод"):
Габаритные размеры, мм |
Длинна 955 Ширина 970 Высота 1445 |
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности, всесторонне и взаимосвязи документы и сведения, предоставленные сторонами в материалы дела, проведя внеплановую проверку, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, установленным Заказчиком при описании объекта закупки характеристикам соответствует товар одного производителя - АО "Вяземский машиностроительный завод" (сведений, подтверждающих обратное в материалы дела представлено не было), что сводит к невозможности поставку товара с аналогичными характеристиками (эквивалент), и является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_".
Учитывая изложенное, довод жалобы N3 является обоснованным.
При таких обстоятельствах, заказчик при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки нарушил положения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", п. 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Выявленные в действиях заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_", п. 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 имеют неустранимый характер при данных обстоятельствах и влекут за собой ограничение количества участников закупки, что является недопустимым в силу ч.2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_", что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кириченко Ю.Н. обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
2. Признать заказчика - Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области" нарушившим требования ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства РФ о контрактной системе.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - _
5. Передать материалы дела N046/06/42-471/2024 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N046/06/42-471/2024
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
Резолютивная часть объявлена 08 августа 2024 года
Изготовлено в полном объеме 13 августа 2024 года г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
_ж |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
на основании решения от 08 августа 2024 года по делу N046/06/42-471/2024, принятого по результатам рассмотрения жалобы ИП _ на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области" при проведении запроса котировок в электронной форме N0344100005824000095 и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_") внеплановой проверки определения поставщика, руководствуясь п.2 ч.22 ст.99 ФЗ "О контрактной системе_",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курской области", оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения настоящего предписания в целях устранения нарушений ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 4 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 аннулировать (отменить) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом запроса котировок в электронной форме N0344100005824000095.
2. В течение одного рабочего дня с даты исполнения п.1 настоящего предписания представить в Курское УФАС России доказательства его исполнения (подписанные заверенные копии приказа, распоряжения, протокола и т.п. и распечатку с сайта).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 13 августа 2024 г. N 046/06/42-471/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024