Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела закупок, председатель Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Цукова Ю.Л. |
- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителей ФГКОУ ВО "Сибирский юридический институт МВД России" по доверенностям - Воропаевой Яны Александровны, Гончарова Алексея Владимировича,
в отсутствие представителей ООО "Группа Алмаз" (уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика - ФГКОУ ВО "Сибирский юридический институт МВД России" (ИНН 2465034782, КПП 246501001) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Группа Алмаз" (ИНН 4205376072, КПП 420501001) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 30.11.2023 N 2323188101833002465034782/183/2024 на поставку продуктов питания (сыр полутвердый) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 231246503478224650100100690031051223,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика - ФГКОУ ВО "Сибирский юридический институт МВД России" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Группа Алмаз" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 30.11.2023 N 2323188101833002465034782/183/2024 на поставку продуктов питания (сыр полутвердый) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 231246503478224650100100690031051223.
Из поступившего обращения Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Между ФГКОУ ВО "Сибирский юридический институт МВД России" и ООО "Группа Алмаз" был заключен государственный контракт от 30.11.2023 N 2323188101833002465034782/183/2024 на поставку продуктов питания (сыр полутвердый) в рамках государственного оборонного заказа (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта головной исполнитель принимает на себя обязательства по поставке продуктов питания сыр (полутвердый) в рамках государственного оборонного заказа, в соответствии с условиями спецификации (приложение N 1), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить товар по ценам и на условиях, предусмотренным контрактом.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено, что срок поставки товара с 01.01.2024 по 01.12.2024 включительно. Периодичность поставки - партиями, согласно заявке заказчика, заявка подается по телефону, электронной почте. Срок поставки товара не должен превышать 10 дней с момента подачи заявки.
Установлено, что на электронный адрес ООО "Группа Алмаз" была направлена заявка от 10.01.2024 N 34/46 на поставку товара в количестве 70 кг, завершающий срок поставки товара 20.01.2024.
Также на электронный адрес ООО "Группа Алмаз" была направлена заявка от 19.01.2024 N 34/177 на поставку товара в количестве 70 кг, завершающий срок поставки товара 29.01.2024.
26.02.2024 на электронный адрес ООО "Группа Алмаз" была направлена заявка N 34/911 на поставку товара в количестве 70 кг, завершающий срок поставки товара 07.03.2024.
22.03.2024 на электронный адрес ООО "Группа Алмаз" была направлена заявка N 34/1388 на поставку товара в количестве 70 кг, завершающий срок поставки товара 01.04.2024.
07.05.2024 на электронный адрес ООО "Группа Алмаз" была направлена заявка N 34/2333 на поставку товара в количестве 70 кг, завершающий срок поставки товара 16.05.2024.
Вместе с тем, ООО "Группа Алмаз" неоднократно допускало просрочку поставки товара по вышеназванным заявкам, о чем свидетельствуют письма заказчика от 31.01.2024 N 34/438, от 21.02.2024 N 34/878, от 27.03.2024 N 34/1462, от 02.05.2024 N 34/2216, от 07.06.2024 N 34/2846, от 02.07.2024 N 34/3220.
19.06.2024 на электронный адрес ООО "Группа Алмаз" была направлена заявка N 34/3027 на поставку товара в количестве 70 кг, завершающий срок поставки товара 28.06.2024.
Однако товар на склад заказчика по данной заявке поставлен не был, обязательства со стороны ООО "Группа Алмаз" по состоянию на 01.08.2024 не исполнены.
На основании ч. 8, ч. 9, ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), п.п. 9.2, 9.3 - 9.3.3 контракта, заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, которое размещено в единой информационной системе, и получено ООО "Группа Алмаз" 17.07.2024.
30.07.2024 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
ООО "Группа Алмаз" на запрос Новосибирского УФАС России о причинах неисполнения контракта информации и документов не представило.
По факту расторжения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что ООО "Группа Алмаз" неоднократно допустило просрочку исполнения обязательств в части сроков поставки товара.
Таким образом, в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
Комиссия Новосибирского УФАС России, проанализировав представленные информацию и документы, установила следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Федеральноый закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пп. а) п. 13 Правил N 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пп. б) п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. "а" названного пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с п. 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 указанных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Следовательно, обстоятельства, по которым поставщик не имеет возможности поставить указанный в контракте товар, не освобождает его от обязанности исполнить принятое на себя по контракту обязательство.
Более того, участвуя в торгах на заключение контракта, общество могло и должно было предвидеть возможные риски, связанные с исполнением контракта.
В материалы рассматриваемого обращения, не представлено сведений и документов, подтверждающих, что общество предпринимало меры, направленные на исполнение контракта.
Письменных возражений от ООО "Группа Алмаз" в адрес Новосибирского УФАС России на обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не поступало.
При таких обстоятельствах, учитывая существенные нарушения ООО "Группа Алмаз" требований контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений в отношении ООО "Группа Алмаз", поданных заказчиком, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ч. 16 ст. 95, п. 5 ч. 15 ст. 99, ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Группа Алмаз" (4205376072, КПП 420501001, пр-кт Кузнецкий, д. 91, оф. 1, г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс, 650055), а также о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа, генеральном директоре ООО "Группа Алмаз" Арышевой Анне Николаевне (ИНН 420502433820), в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 30.11.2023 N 2323188101833002465034782183/2024 на поставку продуктов питания сыр (полутвердый) в рамках государственного оборонного заказа, ИКЗ 231246503478224650100100690031051223, сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения указанных сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
А.М. Заргаров |
|
|
|
|
Члены комиссии |
Е.В. Чепурная
Ю.Л. Цукова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 августа 2024 г. N 054/06/104-1973/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024