Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России: (по доверенности), (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "ВЕКТОР", уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "ВЕКТОР" на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100021324000335 на оказание услуг по комплексной уборке, начальная (максимальная) цена контракта 15 600 000,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ВЕКТОР" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100021324000335 на оказание услуг по комплексной уборке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 26.07.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 12.08.2024.
Суть жалобы ООО "ВЕКТОР" заключается в следующем.
Довод жалобы N 1. Податель жалобы считает, что заказчику надлежит исключить из описания объекта закупки следующие товары, подлежащие использованию при оказании услуг, а именно: антибактериальный гель и одноразовые стаканы, поскольку предметом закупки является оказание услуг по уборке, а не обеспечение заказчика указанными товарами.
Довод жалобы N 2. По мнению ООО "ВЕКТОР", заказчик в описании объекта закупки неправомерно не детализировал количество подоконников, коробов для проводов, количество картин, зеркал, стеклянных поверхностей (кроме окон), телефонов, настольных ламп, других настольных принадлежностей, оргтехники, потолочных и настенных светильников, элементов декоративного оформления, аппаратов для чистки обуви, бахиляторов, кофейных автоматов; площадь и высоту потолка, стен; количество и высоту размещения систем вентиляции, решеток диффузоров, систем кондиционирования.
ООО "ВЕКТОР" считает, что вышеуказанная информация необходима участнику закупки для формирования объективного ценового предложения.
Довод жалобы N 3. В описании объекта закупки установлено требование об обеспечении физиотерапевтического отделения, поликлиники (кабинеты приема врачей кроме процедурного и манипуляционного), актового зала, кабинета директора, кабинетов руководящего состава, зала ученого совета, библиотеки, редакции, пищеблока, ординаторских, кабинетов двухслойными полотенцами с установкой в диспенсеры при их наличии, при отсутствии диспенсера место нахождение полотенец определяется заказчиком.
Вместе с тем, ООО "ВЕКТОР" считает, что из описания предмета закупки не представляется возможным достоверно установить необходимое количество указанных двухслойных полотенец, так как заказчик не указал количество кабинетов или их ежемесячное потребление.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, из описания объекта закупки (раздел "Требования к уборке") не следует, что указанный товар размещается в санитарных узлах заказчика, следовательно, фактически ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России обязывает обеспечивать расходными материалами персонал заказчика в личных целях за счет исполнителя.
Довод жалобы N 4. В описании объекта закупки указано, что исполнителем производится оперативное выполнение работ по уборке помещений в случае чрезвычайных обстоятельств: уборка, удаление воды, различных загрязнений при прорывах и других непредвиденных обстоятельствах локального характера с немедленным оповещением заказчика о возникших обстоятельствах. Указанные услуги оказываются (при необходимости) в рамках контракта без дополнительной оплаты.
Податель жалобы считает, что заказчику необходимо включить в описание объекта закупки сведения о времени реагирования исполнителя, указать, что мероприятия по уборке помещений в случае чрезвычайных обстоятельств происходят в рабочее время, а также указать максимальное количество привлечений персонала исполнителя к устранению последствий от чрезвычайных ситуаций.
Довод жалобы N 5. В описании объекта закупки заказчик указал на необходимость оказания услуг по технологии уборки - "безведерная система". Количество чистых салфеток и МОПов на рабочий день должно быть в наличии в достаточном количестве. Для генеральных уборок должны быть швабры для мытья стен с насадками.
Согласно пп.1 п.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 5.1. ГОСТ Р Р 58393-2019 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 58393-2019) установлено, что для использования дезинфекционных мероприятий и уборки в медицинских организациях необходимо использовать только профессиональный уборочный инвентарь.
Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, заказчик неправомерно обязывает оказывать услуги с применением конкретной технологии уборки, что ограничивает количество участников закупки.
Довод жалобы N 6. Из раздела 3 описания объекта закупки "Проверка качества оказываемых услуг" следует, что заказчик вправе проводить проверки качества оказываемых услуг, в том числе, путем проведения комиссионного осмотра помещений, в которых исполнителем осуществляется оказание услуг. О предстоящем комиссионном осмотре заказчик уведомляет исполнителя не позднее чем за 24 часа до начала осмотра.
Вместе с тем, податель жалобы считает, что заказчик неправомерно не включил в описание объекта закупки порядок уведомления исполнителя.
Довод жалобы N 7. Пунктом 5.1.5 проекта контракта установлено, что заказчик вправе отказаться от приемки результата услуг в случаях, предусмотренных контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе, в случае обнаружения неустранимых недостатков.
По мнению ООО "ВЕКТОР", из приведенного положения усматривается, что заказчик имеет право отказаться от приемки результата услуг без обоснования причин.
Согласно п.5.2.4 проекта контракта при получении от исполнителя уведомления о приостановлении оказания услуг в случае, указанном в пп.5.4.9 контракта, заказчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения оказания услуг.
Вместе с тем, податель жалобы считает, что указанный пункт противоречит положениям п.5.4.8, п.5.4.10 проекта контракта, так как при возникновении экстренных ситуаций исполнитель имеет право приостановить оказание услуг с целью недопустимости нанесения ущерба имуществу заказчика, однако, при этом, заказчик вправе рассматривать уведомление до 10 дней, что в последствии может привести к необоснованному применению штрафных санкций и злоупотреблению договорными отношениями со стороны заказчика.
Согласно п.5.3.7 проекта контракта исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг.
Податель жалобы считает, что из указанного пункта не представляется возможным определить, что заказчик подразумевает под специальным оборудованием.
В соответствии с п.5.4.5 проекта контракта исполнитель обязан представить по запросу заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней доступ представителям заказчика на территорию оказываемых услуг (в том числе, в лабораторию, сервисный центр, помещение для ремонта и технического обслуживания оборудования и т.д.) для осуществления наблюдения за ходом оказания услуг по контракту в целях осуществления контроля за их оказанием.
По мнению подателя жалобы, указанный пункт подлежит исключению, с учетом того, что услуги предполагается оказывать в помещениях и на территории заказчика.
ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России в возражениях на жалобу ООО "ВЕКТОР" заявило следующее.
Относительно доводов жалобы N 1, N 2, N 4: заказчиком были внесены изменения в описание объекта закупки, указанные в жалобе положения описания объекта закупки исключены.
Относительно довода жалобы N 3.
Пунктом 1.1 описания объекта закупки установлено, что исполнитель должен выполнять комплексную и поддерживающую уборку.
Пунктом 1.3 описания объекта закупки ("Условия оказания услуг") предусмотрено, что услуги оказываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51870-2014).
Согласно приложению Б "Примерный перечень услуг профессиональной уборки - клининговых услуг" ГОСТ Р Р 51870-2014 поддерживающая уборка включает в себя, помимо прочего, пополнение дозаторов и диспенсеров расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое или кусковое мыло, дезодоранты). В целях конкретизации потребностей заказчика в описание объекта закупки включена таблица "Количество мебели, диспенсеров, компьютеров, мусорных корзин, гигиенических емкостей (мусорных ведер для использованной туалетной бумаги), высота расположения светильников, с которых необходимо удалять пыль, в котором указано количество диспенсеров, имеющихся у заказчика по моделям, а также количество раковин, не оборудованных диспенсерами, подлежащих обеспечению бумажными полотенцами.
Таким образом, исполнитель не обеспечивает расходными материалами персонал заказчика в личных целях, а непосредственно исполняет вышеуказанные требования ГОСТ Р.
Относительно довода жалобы N 5.
В соответствии с разделом 5 "Требования к инвентарю и оборудованию" ГОСТ Р Р 58393-2019 для проведения дезинфекционных мероприятий и уборки в медицинских организациях необходимо использовать только профессиональный уборочный инвентарь. Держатели мопов (швабры), уборочные тележки, ведра, щеточные изделия, приспособления для мойки стекла и другой инвентарь должны быть выполнены из полимерных материалов, металлов, резины, состав которых допускает обработку растворами дезинфицирующих, сильнокислотных и сильнощелочных моющих и дезинфицирующе-моющих средств и, при необходимости, автоклавирование (пункты 5.1 - 5.3 ГОСТ Р 58393-2019).
При этом, по мнению заказчика, основу системы безведерной уборки составляет комплексная тележка, которая предназначена для транспортировки подготовленных моющих насадок. Она вмещает несколько контейнеров и поддонов, с помощью которых транспортируются увлажненные мопы для мытья полов, салфетки для протирки поверхностей, мешок для сбора использованных мопов и салфеток. Таким образом, указание в описании объекта закупки технологии уборки (безведерная система) определено нормативными требованиями по уборке в медицинских организациях, к числу которых относится заказчик.
Кроме того, применение данной технологии уборки не требует наличия лицензии или какого-либо специального разрешения.
Относительно довода жалобы N 6.
В пункте 12.1 проекта контракта предусмотрено, что все уведомления сторон, связанные с исполнением контракта, в том числе, письма (переписка), претензии, требования, извещения направляются в письменной форме по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу стороны, указанному в контракте, или с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим представлением оригинала.
Методы контроля качества проведенной уборки установлены разделом 10 "Методы контроля" ГОСТ Р 51870-2014. В частности, п.10.1 указанного ГОСТ Р предусмотрено, что качество профессиональной уборки оценивают визуальными (органолептическими) методами. Оценку проводят не позднее чем через 30 мин по окончании всех операций уборки и/или полного цикла технологического процесса по уходу за поверхностями при условии, что помещения не эксплуатировались.
Относительно довода жалобы N 7.
Пунктом 5.1.5 проекта контракта установлено, что заказчик вправе отказаться от приемки результата услуг в случаях, предусмотренных контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе, в случае обнаружения неустранимых недостатков.
Согласно п.4.6. проекта контракта заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Пунктом 4.8. проекта контракта установлено, что в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном данным разделом.
01.08.2024 заказчик внес изменения в проект контракта и исключил п.5.4.9 в предыдущей редакции; исключил фразу "специальным оборудованием и т.п." из п.5.3.7 проекта контракта; исключил п.5.4.5 проект контракта.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО "ВЕКТОР", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что жалоба подана ООО "ВЕКТОР" 01.08.2024. При этом, в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, 01.08.2024 и 02.08.2024 заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении данной закупки, в частности, заказчиком были внесены изменения в описание объекта закупки (в том числе, в части доводов жалобы N 1, N 2, N 4), проект контракта (в том числе, относительно довода жалобы N 7 - частично). Доводы жалобы не нашли подтверждение.
Относительно довода жалобы N 3.
В соответствии с положениями описания объекта закупки раковины физиотерапевтического отделения, поликлиники (кабинеты приема врачей кроме процедурного и манипуляционного), актового зала, кабинета директора, кабинетов руководящего состава, зала ученого совета, библиотеки, редакции, пищеблока, ординаторских, кабинетов должны быть обеспечены двухслойными полотенцами с установкой в диспенсеры при их наличии, при отсутствии диспенсера местонахождение полотенец определяется заказчиком.
Пунктом 1.3 описания объекта закупки предусмотрено, что услуги оказываются, в том числе, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51870-2014.
Согласно положениям ГОСТ Р 51870-2014 поддерживающая уборка включает в себя, помимо прочего, пополнение дозаторов и диспенсеров расходными материалами (туалетная бумага, бумажные полотенца, жидкое или кусковое мыло, дезодоранты).
При этом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указания заказчика относительно определения местонахождения бумажных полотенец (с учетом того, что они должны располагаться в непосредственной близости от раковин, как это следует из описания объекта закупки), не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, описание объекта закупки включает в себя раздел "Количество мебели, диспенсеров, компьютеров, мусорных корзин, гигиенических емкостей (мусорных ведер для использованной туалетной бумаги), высота расположения светильников, с которых необходимо удалять пыль", в котором содержатся сведения, в том числе, о количестве раковин, не оборудованных диспенсерами под полотенца для рук, диспенсеров рулонных под полотенце для рук. Таким образом, довод жалобы не нашел подтверждение.
Относительно довода жалобы N 5.
В соответствии с разделом 5 "Требования к инвентарю и оборудованию" ГОСТ Р 58393-2019 для проведения дезинфекционных мероприятий и уборки в медицинских организациях необходимо использовать только профессиональный уборочный инвентарь.
Описанием объекта закупки установлено, что удаление грязи с различных поверхностей следует осуществлять с применением безведерной технологии уборки, предназначенной для проведения ежедневной и генеральной уборки, а также дезинфекции в медицинских организациях.
Уборочный инвентарь должен быть кодирован по цвету, с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ, для исключения использования одного и того же уборочного инвентаря в разных помещениях и зонах, а также в целях ограничения распространения бактерий. Технология уборки - безведерная система. Количество чистых салфеток и МОП на рабочий день должно быть в наличии в достаточном количестве.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что система безведерной уборки предназначена для проведения влажной текущей и генеральной уборок, а также профилактической, текущей и заключительной дезинфекции в медицинских организациях, детских учреждениях, учреждениях медико-социальной помощи.
Технология безведерной уборки предполагает использование предварительно подготовленных мопов и салфеток. Согласно п.3.8 ГОСТ Р 51870-2014 МОП - это текстильное изделие, предназначенное для сухой, влажной и мокрой уборки твердых покрытий пола и стен. Вместе с тем, качество такой уборки также регламентируется ГОСТ Р 51870-2014, поскольку безведерная технология уборки относится по существу к ручному виду уборки.
При этом, в соответствии с п.4.10 ГОСТ Р 58393-2019 уборку проводят, как правило, в два этапа: нанесение моющего и/или дезинфицирующего раствора и его удаление. Допускается применение метода заранее подготовленных текстильных материалов, при котором протирку поверхностей осуществляют в один этап, без последующего удаления нанесенных на поверхности растворов в случаях, предусмотренных инструкцией по применению химического средства и соответствующей технологической карты.
Указанное выше подтверждается выводами Арбитражного суда Новосибирской области, изложенными в решении от 21.10.2019 по делу N А45-26022/2019.
На основании изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, безведерная технология уборки по своей сути не противоречит положениям действующих ГОСТ, требованиям Закона о контрактной системе. Довод жалобы не подтвержден.
Относительно довода жалобы N 6.
В соответствии с разделом 3 описания объекта закупки заказчик вправе проводить проверки качества оказываемых услуг, в том числе, путем проведения комиссионного осмотра помещений, в которых исполнителем осуществляется оказание услуг. О предстоящем комиссионном осмотре заказчик уведомляет исполнителя не позднее чем за 24 часа до начала осмотра.
При этом, п.12.1 проекта контракта установлено, что все уведомления сторон, связанные с исполнением контракта, в том числе, письма (переписка), претензии, требования, извещения направляются в письменной форме по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу стороны, указанному в контракте, или с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим представлением оригинала.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик включил извещение о закупке порядок уведомления исполнителя о возможной комиссионной проверки. Кроме того, Комиссия также считает, что вопросы, связанные с взаимодействием заказчика и исполнителя (в частности, в рамках данного пункта описания объекта закупки), подлежат разрешению в ходе исполнения обязательств по контракту. Довод жалобы не нашел подтверждения.
Довод жалобы N 7.
Пунктом 5.1.5 проекта контракта установлено, что заказчик вправе отказаться от приемки результата услуг в случаях, предусмотренных контрактом и законодательством Российской Федерации, в том числе, в случае обнаружения неустранимых недостатков.
При этом, согласно п.4.6. проекта контракта заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Пунктом 4.8. проекта контракта установлено, что в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном данным разделом.
Таким образом, положения проекта контракта содержат требование о формировании заказчиком мотивированного отказа от приемки оказанных услуг, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Довод жалобы в данной части не подтвержден.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, п.5.2.4, п.5.4.8 и п.5.4.10 проекта контракта не является противоречащими друг другу, поскольку п.5.4.8, п.5.4.10 проекта контракта устанавливают обязанность приостановить оказание услуг (в случае обнаружения не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов оказываемых услуг или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок), а п.5.2.4 устанавливает обязанность заказчика рассмотреть уведомление о таком приостановлении в течение 10 рабочих дней. Довод жалобы в данной части также не нашел подтверждение.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком из п.5.3.7 проекта контракта исключена фраза "специальным оборудованием и т.п.", из п. п.5.4.5 проекта контракта также исключена необходимость получения представителям заказчика доступа на территорию оказываемых услуг. Довод жалобы не нашел подтверждения.
На основании изложенного, Комиссии Новосибирского УФАС России считает, что указанные в жалобе положения извещения о закупке сформированы заказчиком с учетом потребностей ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, иных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст. 99, Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВЕКТОР" на действия заказчика - ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100021324000335 на оказание услуг по комплексной уборке необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 8 августа 2024 г. N 054/06/33-2026/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024