Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России: (по доверенности), (по доверенности),
подателя жалобы - ИП (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ИП Юркова К.О. на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001480 на поставку продуктов питания (фрукты), начальная (максимальная) цена контракта 2 658 879,86 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Юрков К.О. с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001480 на поставку продуктов питания (фрукты).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 23.07.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 31.07.2024;
3) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 01.08.2024;
5) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;
6) победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 117038831 с предложением о цене контракта в размере 1 038,47 руб. (цена единицы товара).
Суть жалобы ИП Юркова К.О. заключается в следующем.
ИП Юрков К.О. является победителем данного электронного аукциона, предлагаемая цена контракта составила 1 038,47 руб.
В соответствии с описанием объекта закупки заказчику к поставке требуются фрукты, в том числе, бананы и апельсины, ввиду чего извещением об объекте закупки установлены условия допуска товаров из иностранных государств, предусмотренные положениями Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России N 126н).
Из смысла п.1.3 Приказа Минфина России N 126н следует, что, если заявка содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей сведения об иностранном товаре. ИП Юрков К.О. считает, что, поскольку к цене контракта применен понижающей коэффициент, как минимум заявка одного участника содержала предложение о товарах, страной происхождения каждого из которых является Российская Федерация.
По мнению подателя жалобы, бананы относятся к импортируемым товарам, большинство фруктов семейства цитрусовые не произрастает на территории Российской Федерации, что обусловлено климатическими зонами, в которых располагается Россия, следовательно, декларация участников данной закупки о том, что страной происхождения указанных фруктов является Российская Федерация относится к недостоверной информации.
На основании изложенного, податель жалобы полагает, что заказчиком при заключении контракта неверно применены положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России N 126н) в отношения заявки победителя электронного аукциона, поскольку при формировании сведений об объектах закупки и их цене в проекте контракта заказчиком был применен понижающий коэффициент, в связи с чем сумма цен единиц товара составила 882,70 рублей.
ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России в возражениях на жалобу ИП Юркова К.О. сообщило следующее.
Протокол подведения итогов содержит информацию о пяти заявках, признанных соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и положениям извещения о проведении электронного аукциона.
При рассмотрении заявок единой комиссией заказчика по осуществлению закупок установлено, что участник закупки N 117044441 (ООО "Проект плюс") задекларировал страну происхождения товаров по всем позициям - "Российская Федерация". При этом, в составе своей заявки участник представил документы, которые не опровергали факт производства товара (в том числе, бананов и апельсинов) на территории России, не противоречили задекларированной информации, а именно, декларации о соответствии Евразийского экономического союза.
Таким образом, по мнению ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, у заказчика отсутствовали правовые основания отклонить заявку указанного участника закупки и не применять положения Приказа Минфина России N 126н.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ИП Юркова К.О., Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с данной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В извещении о проведении закупки установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные Приказом Минфина России N 126н.
В соответствии пп. "а" п.1.3 Приказа Минфина РФ N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пп. "б" п.2 Приказа Минфина России N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 п.1 данного приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случае, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно п.п. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Изучив заявки участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заявки участников N 117022828, N 117037450, N 117051468, N 117038831 (победитель закупки - податель жалобы) содержали в заявках указания на то, что странами происхождения предлагаемых к поставке фруктов (в том числе, бананов и апельсинов) являются иностранные страны. При этом, в заявке участника закупки N 117044441 продекларировано, что страной происхождения предлагаемого к поставке товара является Российская Федерация.
При этом, в качестве подтверждения заявленной декларации участником закупки в составе заявки представлены декларации о соответствии Евразийского экономического союза на бананы (регистрационный номер декларации: ЕАЭС N RU Д-RU.АД65.В.10424/20 от 15.04.2020) и апельсины (регистрационный номер декларации: ЕАЭС N RU Д-RU.НВ56.В.08408/20 от 03.07.2020).
Правила определения страны происхождения товаров установлены Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Заключено в г. Ялте 20.11.2009) (далее - Правила).
Из раздела 1 Правил следует, что документом, свидетельствующим о стране происхождения товара, является сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом.
Пунктами 2.1 и 2.2 Правил установлено, что 2.1 страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с данными Правилами. Товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, считаются, в том числе, продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране.
Вместе с тем, согласно п.2.4 Правил в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.
По заявлению Министерства сельского хозяйства РФ от 15.04.2020 N 19/2051 "О выращивании бананов на территории РФ" в соответствии с официальными данными Росстата промышленное выращивание бананов на территории Российской Федерации отсутствует.
Таким образом, если участник закупки декларирует страну происхождения свежих бананов - Россию, заявка такого участника закупки содержит недостоверные сведения, в связи с чем подлежит отклонению на основании п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное подтверждается также позицией ФАС России, изложенной в письме от 10.03.2023 N ПИ/17471/23.
Кроме того, изучив информацию, содержащуюся в едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на официальном сайте Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитации), Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что представленная участником закупки N 117044441 декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-RU.АД65.В.10424/20 от 15.04.2020 (на бананы) является недействительной (дата окончания действия декларации о соответствии - 15.04.2020).
Вместе с тем, подателем жалобы не представлены достаточные доказательства того факта, что фрукты семейства цитрусовые не произрастают на территории Российской Федерации. Представленная участником закупки N 117044441 декларация о соответствии на апельсины/мандарины/лимоны N ЕАЭС N RU Д-RU.АД65.В.10424/20 от 15.04.2020 является действительной.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что, поскольку участником закупки N 117044441 была представлена недостоверная информация о стране происхождения предлагаемых к поставке бананов, комиссии заказчика по осуществлению закупки надлежало отклонить такую заявку на основании п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе. При этом, указанное нарушение привело к применению заказчиком понижающего коэффициента при направлении на подписание проекта контракта победителю закупки. Доводы жалобы ИП Юркова К.О. нашли частичное подтверждение.
Пи проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Юркова К.О. на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001480 на поставку продуктов питания (фрукты) частично обоснованной.
2. Признать комиссию заказчика по осуществлению закупок нарушившей положения п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и комиссии заказчика по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/48-2053/2024
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
"12" августа 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/48-2053/2024 от 12.08.2024 по жалобе ИП Юркова К.О. на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002924001480 на поставку продуктов питания (фрукты),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Единой комиссии заказчика устранить нарушение п.8 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта.
3. Единой комиссии заказчика отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
4. Единой комиссии по осуществлению закупок повторно рассмотреть заявки с учетом принятого Комиссией Новосибирского УФАС России решения N 054/06/48-2053/2024 от 12.08.2024 и настоящего предписания
5. Оператору электронной площадки отменить протокол ценовых предложений, обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/48-2053/2024 от 12.08.2024 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 29.08.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 августа 2024 г. N 054/06/48-2053/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024