Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Н.А. Кожемяко,
Члены Комиссии: А.А. Михарская, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2759/2024 по жалобе Заявителя на действия ГБУ РО "Ростовская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0358200007024000205 "Поставка медицинского изделия (система эндоскопической визуализации)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заявителя - Барабанова Д.А. (доверенность от 16.01.2024), личном участии представителя Заказчика - Банникова И.А. (доверенность от 14.01.2022),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Апгрейт" на действия ГБУ РО "Ростовская областная клиническая больница" при разработке извещения о проведении аукциона. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-разъяснил причины определения спорных положений извещения о проведении закупки;
-представил пояснения по доводу жалобы. 2024-16195 В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.07.2024 размещено извещение о проведении закупки (внесены изменения 02.08.2024), согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 07.08.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 17 932 640,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2024 NИЭА1 на участие в аукционе подана 1 (одна) заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно не применил при описании объекта закупки позицию, предусмотренную Каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) и ограничил конкуренцию на участие в аукционе под товар единственного производителя - "Артрекс, Инк." (США).
В соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: 2024-16195 2 а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Каталог товаров, работ и услуг создан для унификации предметов закупок, удалении избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров и услуг. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничить конкуренцию, поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это в совокупности приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижение поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов. Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами.
Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ).
При этом, итогом такого процесса станет всеобъемлющий набор характеристик в КТРУ, удовлетворяющий потребностям всех заказчиков.
Также необходимо учитывать специфику регулирования в области национального режима. Подпункт "а" п.5 Правил использования КТРУ, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, целенаправленно запрещает дополнять характеристики товара, указанного в позиции КТРУ, в случае, если закупка осуществляется с применением особенностей национального режима (как в настоящем случае). Данное регулирование направлено на защиту внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
Согласно извещению, объектом закупки является система эндоскопической визуализации (код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374).
Позицией КТРУ 26.60.12.119-00000374 предусмотрено: "Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.". При этом, Заказчиком в состав закупаемого оборудования включено, в том числе, следующее: блок управления камерой (контроллер камеры), эндовидеокамера, источники света, артроскоп, аппаратная стойка, видеомонитор. Описание объекта закупки, в том числе, содержит следующие положения: "обеспечивает передачу света в операционном поле", "обеспечивает визуальное наблюдение операционного поля". Артроскопия представляет собой минимально инвазивную хи рургическ у ю процедур у , во время которой используется артроскоп - небольшая тонкая трубка со встроенной видеокамерой и источником света. Артроскоп вводится через небольшой разрез в коже и позволяет хирургу визуально изучать внутренние структуры сустава на мониторе. Операционное поле, также называемое хирургическим полем, представляет собой изолированную стерильную зону, где проводится хирургическое вмешательство. КТРУ содержит, например, позиции:
-26.60.12.119-00000745 (26.60.12.119-00000746), согласно описательной части которой: "Набор электромеханических устройств с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования при проведении эндоскопических хирургических процедур 2024-16195 3 (например, лапароскопии) с помощью ручных жестких эндоскопических инструментов, которые имеют шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом, предназначенные для облегчения хирургических манипуляций. Обычно состоит из блока управления, который подает питание через соединительные кабели к отдельным наконечникам (ручкам) и нескольких сменных эндоскопических инструментов с шарнирным соединением (например, роликовым, поворотным) для выполнения манипуляций с тканями, лигирования, наложения швов и разрезания. Система подключается к устройству визуального отображения и обычно устанавливается на тележку (каталку) для обеспечения мобильности.". Данные позиции КТРУ являются обязательными для применения с 07.10.2022 и содержат обязательные для применения характеристики: Среди таких характеристик:
-блок обработки видеоизображений для эндоскопии;
-видеокамера эндоскопа;
-видеомонитор для эндоскопии;
-назначение: д ля п роведения артроскопических операций;
-оптика жесткая со стеклянными линзами;
-стойка для медицинской техники;
-эндоскопический источник света.
Таким образом, объектом закупки является система - медицинское оборудование, предназначенное для проведения артроскопических операцией, состав такой системы с оответствует указанным позициям КТРУ 26.60.12. 119-00000745 (26.60.12.119-00000746).
Возражая на доводы жалоб, Заказчик сообщил, что шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом не соответствуют потребности Заказчика. При этом, исходя из справочной информации кода позиции КТРУ 26.60.12.119-00000745 (26.60.12.119-00000746), наличие в системе эндоскопических инструментов с шарнирными наконечниками является необязательным и допускает иное конструктивное исполнение системы. Комиссией учтено, что в коды позиций КТРУ включены характеристики товара, что в совокупности с действующим национальным режимом (ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств) не позволяет Заказчику устанавливать дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ, в то время как не используя Каталог, Заказчик может предусмотреть любые требования к объекту закупки. Комиссия отмечает, что подобный обход Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 недопустим, не соответствует целям создания и ведения КТРУ. Применение п.7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Кроме того, отсутствие в соответствующей позиции КТРУ необходимых Заказчику требований к характеристикам медицинского оборудования, не свидетельствует о несоответствии такой позиции КТРУ закупаемому оборудованию и возможности её не использовать при описании объекта закупки. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022, NА60-45140/2022, NА27-8802/2022, NА28-5477/2022, NА83- 17416/2023, NА40-230837/2023, NА40-230806/2023.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч.6 ст.23 Закона. Оспариваемые Заявителем в составе жалобы характеристики являются следствием неприменения Заказчиком обязательной для использования позиции КТРУ, содержащей 2024-16195 4 характеристики товара и влекут за собой нарушение положений Закона при описании объекта закупки.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.6 ст.23 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Кожемяко Члены комиссии: А.А. Михарская А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-16195 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 августа 2024 г. N 167/25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024