Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: С.
- врио заместителя руководителя; членов комиссии: Д.
- главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов; К.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов; при проведении в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере 2 закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) внеплановой проверки действий МКУ "Центр закупок Асиновского района" (далее - Уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты, марки)" (извещение N 0865300002424000041), при участии представителя Уполномоченного органа - Д. (законный представитель, распоряжение N78-кр от 01.12.2020), в отсутствие представителей Администрации Асиновского района Томской области, УФПС Томской области, уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,
У С Т А Н О В И Л А
: В Томское УФАС России поступило обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области Б., содержащее обращение УФПС Томской области о наличии в действиях Уполномоченного органа при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты, марки)" (извещение N 0865300002424000041) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из обращения УФПС Томской области следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявки участников аукциона NN116889509, 116881917 соответствующими требованиям извещения, поскольку указанные заявки содержали предложение о поставке почтовых марок с ценой ниже их номинальной стоимости. Уполномоченный орган с доводами, изложенными в обращении, не согласен, просит признать доводы УФПС Томской области необоснованными.
В результате осуществления в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее. Извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона "Поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты, марки)" N 0865300002424000041 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 24.06.2024.
Заказчик - Администрация Асиновского района Томской области. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 222 830,00 руб. 3 Объект закупки - "Поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты, марки)". Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Частью 1 статьи 12 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных названным Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей 4 и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 2 и (или) 3 ч. 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких 5 критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с Законом о контрактной системе заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной систем), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы - цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N44- ФЗ).
В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором 6 электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктах 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктов 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью З статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьи 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств); 7 6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с техническим заданием закупки к поставке требуется:
1. Конверт почтовый бумажный 4050 шт.;
2. Конверт почтовый бумажный 15 шт.;
3. Марка почтовая номиналом 0,5 руб. 20 шт.;
4. Марка почтовая номиналом 1 руб. 1730 шт.;
5. Марка почтовая номиналом 2 руб. 550 шт.;
6. Марка почтовая номиналом 3 руб. 1460 шт.;
7. Марка почтовая номиналом 5 шт. 1300 шт.;
8. Марка почтовая номиналом 10 руб. 1120 шт.;
9. Марка почтовая номиналом 25 руб. 1330 шт.;
10. Марка почтовая номиналом 30 руб. 40 шт.
Согласно пункту 7 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.07.2024 для закупки N 0865300002424000041 на участие в закупке подано 3 заявки со следующими ценовыми предложениями, каждая из которых признана соответствующей требованиям извещения: Порядковый Идентификационн Решение о соответствии номер заявки, ый номер заявки, Порядковый номер извещению об осуществлении присвоенный присвоенный Ценовое заявки, присвоенный закупки или решение об оператором оператором предложение комиссией по отклонении заявки на участие в электронной электронной осуществлению закупок закупке площадки площадки 1 116889509 191628,70 Соответствует требованиям 1 2 116881917 192742,85 Соответствует требованиям 2 3 116848503 206112,65 Соответствует требованиям 3 В силу пункта 9 указанного протокола победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером 116889509, с ценовым предложением 191628,70 руб. 8 Таким образом, участниками закупки с идентификационными номерами 116889509, 116881917 предложена цена реализации почтовых марок ниже их номинальной стоимости. В Российской Федерации действует Федеральный закон "О почтовой связи" N 176-ФЗ от 17.07.1999 (далее - Закон N176-ФЗ).
Согласно статьи 1 Закона N176-ФЗ, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, определяет права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, определяет порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирует правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливает статус организаций почтовой связи и закрепляет социальные гарантии их работников.
В силу статьи 3 Закона N176-ФЗ почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества, содействует укреплению социально-политического единства Российской Федерации, способствует реализации конституционных прав и свобод граждан, позволяет создать необходимые условия для осуществления государственной политики в области формирования единого экономического пространства, способствует свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам. Правовое положение акционерного общества "Почта России" устанавливается федеральным законом.
В соответствии со статьей 4 Закона N176-ФЗ порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 21 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минцифры России от 17.04.2023 N 382, установлено, что для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, 9 применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки, иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления, в том числе:
а) оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
б) знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа. Для подтверждения оплаты иных услуг почтовой связи, не являющихся услугами по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, почтовые марки не применяются.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации, утвержденного приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 N 115 знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции. Непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательскоторговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации. Знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак) согласно заключаемым договорам (п.1.5, п.1.6 Положения). Знаки почтовой оплаты вводятся в почтовое обращение приказами Федерального управления почтовой связи (почтовые марки и блоки, почтовые карточки и конверты с оригинальными марками) и Издатцентра "Марка" (маркированные конверты и карточки), издающимися в начале текущего года на основании утвержденных тематических планов (п.1.8 Положения). Пунктом 3.2 Положения установлено, что номиналы знаков почтовой оплаты соответствуют тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации.
Согласно статье 29 Закона N176-ФЗ плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, 10 устанавливаемым на договорной основе. Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются. Федеральным законом N 76-ФЗ от 18.03.2023 часть вторая статьи 29 Закона N176-ФЗ дополнена предложением следующего содержания: "Запрещается реализация государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости (за исключением продажи государственных знаков почтовой оплаты организациям почтовой связи, оказывающим в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи)". В пункте 2 пояснительной записки к проекту Федерального закона N 212237-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который впоследствии был принят, отражено, что изменениями в Закон N 176-ФЗ вводится запрет на реализацию государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости, за исключением продажи государственных знаков почтовой оплаты организациям почтовой связи. Эта мера позволит минимизировать выпуск и оборот поддельных ГЗПО (почтовых марок и пр.).
В соответствии со статьей 11 Закона N 176-ФЗ, исключительными правами на издание и организацию распространения ГЗПО обладают федеральные органы исполнительной власти в области связи. Единственным производителем ГЗПО в Российской Федерации является АО "Марка" (внесено в уставный капитал Общества). Вместе с тем, по данным Общества, только за период с 2020 года по апрель 2022 года без его участия было проведено 1055 тендеров по закупкам ГЗПО на общую сумму 142,7 млн. руб. Характерно, что организации-победители таких тендеров не оказывают универсальные услуги почтовой связи, не являются операторами почтовой связи, не закупают ГЗПО в АО "Марка", однако реализуют ГЗПО при указанных закупках ниже номинальной стоимости. Предлагаемые изменения сделают экономически невыгодным оборот поддельных ГЗПО, который наносит существенный ущерб интересам Общества.
Таким образом, на законодательном уровне запрет на реализацию ГЗПО ниже их номинальной стоимости распространяется на всех лиц, реализующих ГЗПО. В противном случае невозможно было бы обеспечить достижение вышеуказанной цели - сделать экономически невыгодным реализацию поддельных ГЗПО. 11 Как указывалось ранее, согласно статьи 1 Закона N 176-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, определяет права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, определяет порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирует правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливает статус организаций почтовой связи и закрепляет социальные гарантии их работников.
Таким образом, Закон N 176-ФЗ определяет права и обязанности, в том числе, и иных участников деятельности в области почтовой связи. Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО) применяются для подтверждения оплаты универсальных услуг почтовой связи. В рамках государственных закупок ГЗПО приобретаются заказчиками как средство оплаты услуг почтовой связи, а не как самостоятельный товар (например, филателистический материал). Следовательно, деятельность по реализации ГЗПО является деятельностью в области почтовой связи, поставщики ГЗПО являются "иными участниками деятельности в области почтовой связи", а запрет на реализацию ГЗПО ниже номинала относится к правовым и экономическим основам деятельности в области почтовой связи. При этом статья 1 Закона N 176-ФЗ не ограничивает сферу его применения (предмет регулирования) исключительно "услугами почтовой связи", данный закон регулирует "деятельность в области почтовой связи", то есть предмет его регулирования значительно шире, чем сами услуги почтовой связи.
Согласно письму Роскомнадзора от 02.02.2024 N 07-21935, письму Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 13.10.2023 МП26-1-07-075- 232265, заказчикам необходимо учитывать требование статьи 29 Закона о почтовой связи, в том числе при формировании закупочной документации. При этом о каких-либо исключениях из сферы действия данного запрета по кругу лиц не упоминается. Из письма ФАС России от 24.05.2024 N ПИ/45116/24 следует, что требования Закона о почтовой связи распространяются не только на организации почтовой связи, но и на иных участников деятельности в области почтовой связи, в том числе, на лиц, продающих ГЗПО, но не имеющих лицензии на оказание услуг почтовой 12 связи. ФАС России указывает, что заявка участника закупки, который предложил цену почтовых марок ниже их номинальной стоимости, подлежит отклонению, в связи с несоответствием его ценового предложения требованиям законодательства РФ. С учетом изложенного, исходя из анализа норм права и представленных документов, Комиссия Томского УФАС России считает, что нормы Закона N 176-ФЗ не ограничивают регулирование правоотношений только в отношении организаций почтовой связи, и распространяются на иных участников деятельности в области почтовой связи.
Таким образом, реализация государственных знаков почтовой оплаты по цене ниже номинала запрещена Законом N 176-ФЗ любым лицам, не являющимся операторами универсальных услуг почтовой связи. Из буквального толкования статьи 29 Закона N 176-ФЗ следует, что приобрести ГЗПО могут любые лица, не являющиеся операторами универсальных услуг почтовой связи, по цене не ниже номинала. Продажа ГЗПО по цене ниже номинала возможна только организациям почтовой связи, оказывающим в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи. В свою очередь физические и юридические лица, в том числе, организации почтовой связи, оказывающие в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи, не вправе осуществлять реализацию ГЗПО ниже их номинальной стоимости. Доводы представителя Уполномоченного органа о том, что физические и юридические лица могут приобрести у изготовителя знаки почтовой оплаты, в том числе для участия в закупке, и таким лицам не запрещена последующая реализация почтовых марок ниже их номинальной стоимости, является ошибочным и противоречит прямому запрету, установленному статьей 29 Закона N 176-ФЗ, поскольку при участии в аукционе указанные лица предлагают к реализации почтовые марки ниже их номинальной стоимости, что запрещено Законом N 176- ФЗ.
Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утверждено приказом Минсвязи РФ N 115 от 26.05.1994.
Федеральный закон N 76-ФЗ от 18.03.2023, которым часть вторая статьи 29 Закона N 176-ФЗ дополнена предложением следующего содержания: "Запрещается реализация государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости (за исключением продажи государственных знаков почтовой оплаты организациям почтовой связи, оказывающим в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи)", вступил в силу 18.03.2023. 13 Указанным законом статья 29 дополнена запретом реализации государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости. Воля законодателя направлена на запрет реализации ГЗПО ниже их номинальной стоимости, который распространяется на всех лиц, реализующих ГЗПО, что подтверждается пояснительной запиской к проекту Федерального закона N 212237-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О почтовой связи" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом пунктом 1 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, регулирующий порядок определения победителя электронного аукциона, предусматривает, что в случае подачи несколькими участниками закупки одинаковых ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке участника, подавшего ценовое предложение ранее других участников закупки. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке.
Таким образом, добросовестные участники закупок при участии в аукционах на поставку государственных знаков почтовой оплаты могут подавать ценовые предложения, соответствующие номиналу ГЗПО, то есть равные НМЦК, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе и не влечет отклонения заявок таких участников. Заказчик в такой ситуации не лишен возможности определить победителя закупки, поскольку Закон N 44-ФЗ предусматривает механизм ранжирования заявок при наличии нескольких одинаковых ценовых предложений. Предпринимательская деятельность предполагает извлечение прибыли из указанной деятельности, однако, если лицо приобретает почтовую марку по номиналу и, участвуя в закупке, предлагает заказчику приобрести почтовую марку ниже номинальной стоимости, соответственно участник такой закупки не имеет никакой выгоды от такой реализации, что не соотносится с целями осуществления предпринимательской деятельности. Допуск к закупке участников, предлагающих к поставке ГЗПО ниже номинала, не соответствует действующему законодательству и направлен на обход запрета, установленного статьей 29 Закона N 176-ФЗ.
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору 14 электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктов 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Довод представителя Уполномоченного органа о том, что в его действиях отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, Комиссией Томского УФАС России признается необоснованным, поскольку противоречит материалам дела и действующему законодательству. В рассматриваемом случае заявки участников аукциона NN116889509, 116881917 подлежали отклонению аукционной комиссией, поскольку их ценовые предложения не соответствовали требованиям закона, а именно статье 29 Закона N 176-ФЗ.
Проведение закупки должно соответствовать требованиям действующего законодательства. Не допускается проведение закупки с нарушением требований закона. Указанные выводы соответствуют сложившейся судебной практике (Напр.: постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2024 по делу NА57-25773/2023).
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что признание аукционной комиссией заявок участников аукциона NN116889509, 116881917, содержащих предложение о поставке почтовых марок с ценой ниже их номинальной стоимости, соответствующими требованиям извещения образует нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе. Между тем, поскольку по результатам проведения указанной закупки заключен контракт, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 15, 22 ст. 99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях аукционной комиссии МКУ "Центр закупок Асиновского района" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты, марки)" (извещение N 0865300002424000041) установлено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о 15 контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии: С. Члены комиссии: Д. К.
2024-5839
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 августа 2024 г. N 070/10/99-Асино
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024