Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: А.А.Ф.
- врио руководителя Управления; членов комиссии: С.И.М.
- врио заместителя руководителя Управления; М.Д.А.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев обращение МДОУ "Детский сад городского округа Стрежевой" (далее - Заказчик) (вх.N 6502-ЭП/24 от 05.08.2024), содержащее сведения об ИП Мошковой Т.А., победителе электронного аукциона "Текущий ремонт: Комплекс внутренних ремонтно-строительных работ в коридоре 2 этажа СП "Ромашка" МДОУ "Детский сад Стрежевой"" (извещение N 0365300044224000022), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков (исполнителей) (далее - Реестр), при участии представителя Заказчика - К.О.Ю. (доверенность N 8 от 2 12.03.2024), Уполномоченного органа - Л.Ж.В. (доверенность N 14 от 17.02.2023), в отсутствие ИП М.Т.А., уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
05.08.2024 Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения о Подрядчике для включения в Реестр. Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта
установила
следующее: 22.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Текущий ремонт: Комплекс внутренних ремонтно-строительных работ в коридоре 2 этажа СП "Ромашка" МДОУ "Детский сад Стрежевой"" (извещение N 0365300044224000022) с начальной (максимальной) ценой 213 877,32 руб. 18.03.2024 Заказчик и Индивидуальный предприниматель заключили контракт N Ф.2024.022 (далее - Контракт) с ценой Контракта 158 257,45 руб.
Согласно пункту 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика собственными силами, средствами, с использованием своих материалов и оборудования работы, указанные в п. 1.2 настоящего Контракта и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта Подрядчик обязуется выполнить текущий ремонт: Комплекс внутренних ремонтно-строительных работ в коридоре 2 этажа, расположенном по адресу: РФ, Томская обл., г. Стрежевой, 4 мкр., д. 432, в соответствии с Техническим заданием Заказчика (Приложение N1), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2) являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, (далее - работы). Пунктом 1.4. Контракта установлено, что работы считаются выполненными после размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В силу пункта 2.4. Контракта, выполнение работ по настоящему Контракту осуществляется с 17.06.2024 г., в течении 30 календарных дней начиная с 17.06.2024 г. Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно, но не ранее 27.06.2024 г.
Согласно пункту 14.5. Контракта Контракт может быть расторгнут путем одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 14.7. Контракта, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом N 44-ФЗ 3 предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ);
б) при определении подрядчика, подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. 23.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 23.07.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено индивидуальным предпринимателем 23.07.2024 В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от 4 исполнения контракта. 05.08.2024 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 05.08.2024 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 6502-ЭП/24 от 05.08.2024) для рассмотрения вопроса о включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта. Заказчиком не нарушены сроки направления информации о Подрядчике в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ.
В ходе заседания Комиссия Томского УФАС России изучила документы, предоставленные Заказчиком, сведения ЕИС и
установила
следующее.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить комплекс внутренних ремонтно-строительных работ в коридоре 2 этажа, расположенном по адресу: РФ, Томская обл., г. Стрежевой, 4 мкр., д. 432, в соответствии с Техническим заданием Заказчика (Приложение N1), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2).
Согласно п.2.4. Контракта Выполнение работ должно было осуществляться Подрядчиком с 17.06.2024 г., в течении 30 календарных дней начиная (с 17.06.2024 г.).
Таким образом, ремонтные работы должны были быть завершены не позднее 16.07.2024.
Пунктом 2.8 Технического задания к Контракту установлено, что за два дня до начала производства работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику приказ о назначении представителя Подрядчика, ответственного за проведение работ на объекте. В нарушении указанных положений контракта Подрядчик так и не приступил к выполнению работ, предусмотренных контрактом, документы, предусмотренные п.2.8. Технического задания, в адрес Заказчика не поступали. Какие-либо уведомления в адрес Заказчика об обстоятельствах, объективно препятствующих Подрядчику в исполнении принятых на себя обязательств по выполнению ремонтных работ, не поступали. Письмом от 04.07.2024 Подрядчик уведомил Заказчика о прекращении деятельности и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. В данном случае Заказчик не усмотрел оснований для расторжения контракта по соглашению сторон, поскольку необходимость в выполнении работ, предусмотренных контрактом, у Заказчика не отпала. Кроме того, по результатам торгов ИП Мошкова 5 Т.А. существенно снизила стоимость работ по контракту относительно Начальной максимальной цены контракта (230 370,89 руб.).
В результате торгов контракт был заключен по цене 158 257 (сто пятьдесят восемь тысяч двести пятьдесят семь) рублей 45 копеек. Письмо от ИП Мошковой Т.А. с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон поступило в адрес Заказчика 04.07.2024.
При этом письмо не содержало доводов, и ссылок на обстоятельства, объективно препятствующие выполнению работ, предусмотренных контрактом. В связи с изложенным, учитывая, что работы, предусмотренные контрактом, являются необходимыми для надлежащей приёмки образовательной организации (МДОУ "Детский сад Стрежевой") к новому учебному году в установленном порядке, руководствуясь ст. 309, п.1 ст. 310 ГК РФ Заказчик направил претензию в адрес подрядчика с уведомлением о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке. Претензия была направлена Подрядчику с использованием функционала системы ЕИС. К выполнению работ Подрядчик не приступил, на претензию не ответил. Из анализа представленных Заказчиком документов и сведений Комиссия Томского УФАС приходит к выводу о том, что подрядчик не совершал, не предпринимал никаких мер для надлежащего исполнения условий контракта. Комиссия Томского УФАС России акцентирует внимание на том, что после принятия и опубликования Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчик не устранил нарушения, на которые было указано Заказчиком.
Таким образом, подрядчик не совершил, не предпринял никаких мер для надлежащего исполнения условий контракта, на контакт с Заказчиком ИП Мошкова Т.А. не выходит. На дату принятия решения Подрядчик уже включен в реестр недобросовестных поставщиков. Доказательств обратного в адрес Томского УФАС России предпринимателем не представлено.
Решение об одностороннем отказе от N Ф.2024.022 от 18.03.2024 Заказчик принял в установленном законом порядке, разместил его в ЕИС в полном соответствии с требованиями законодательства. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305- КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил. Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков 6 (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. В связи с вышеизложенным Комиссия сообщает следующее:
1. Нарушения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в действиях Заказчика в ходе заседания Комиссии не установлены. Требования к порядку и принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его Поставщику и размещению в единой информационной системе Заказчиком соблюдены;
2. Факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта находят свое подтверждение. Указанные факты отражены Заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3. Подрядчиком не предоставлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую 7 деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие неисполнения обязательств по контракту лежит именно на подрядчике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии недобросовестного поведения Подрядчика при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок обязательств. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Управление отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, ИП становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства, в том числе, приведших к невозможности исполнения обязательств по контракту. 8 Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию по существу государственных, публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из данного конкретного контракта. Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года), необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции. Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от 24 июня 2009 года N 11-П, следует, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Комиссией Томского УФАС России установлено, что ИП не предприняло все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, и включение ИП в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков. Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о необходимости включения сведений об ИП Мошковой Т.А. (ИНН 551003148764) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
9 1.
Сведения об ИП Мошковой Т.А (636780, Томская обл., г. Стрежевой, мкр 2-й, ИНН 551003148764) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата I раздел Да II раздел III раздел Общая событи та итоговая я регистра просрочка в ции днях (I + II + контроль III разделы) Реглам Факти Ит ным Реглам Факти Итого Реглам Фактиче Итог ентиро ческая ого органом ентиро ческая просро ентиро ская о ванная дата пр обращен ванная дата чка в ванны дата прос дата напра оср ия дата принят днях й срок изготовл рочка направ влени очк заказчик принят ия по II изгото ения в ления я а в а ия решен раздел вления решения днях заказчи заказч дн решен ия у решен и по III ком иком ях ия ия и размеще разде сведен сведен по разме ния лу ий в ий I щения сведени контро раз сведен й в ЕИС льный дел ий в орган у ЕИС 05.08.2 07.08.2 05.08. 05.08.20 09.08.2 08.08.2 13.08.2 12.08.20 024 024 2024 24 024 024 024 24 Председатель комиссии А.Ф.А Члены комиссии: И.М.С Д.А.М
2024-5851
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 августа 2024 г. N 070/10/104-образовательное
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024