Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 15.03.2023 N 26 в составе: Гуревской Н.В.- руководителя Управления, председателя Комиссии; Скоблик Г.Н.- специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А.-специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Печорская центральная районная больница", далее сокращенно-ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", (ОГРН: 1021100875234, ИНН: 1105004460), N 030730005260000006 от 06.08.2024 (вх. 06.08.2024 N 7681/24) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Единорог" (ОГРН: 1216100016626, ИНН: 6163222956) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от договора N 0307200030624000557 от 16.04.2024 на "Поставку систем анестезиологических, общего назначения (комплекс анестезиологический) для нужд ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", извещение о проведении электронного аукциона от 20.03.2024 N 0307200030624000557, в режиме видеоконференц-связи при участии:
-Собачкина С.А. по доверенности б/н от 06.08.2024, представитель ООО "Единорог",
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе от ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" поступило обращение N 030730005260000006 от 06.08.2024 (вх. 06.08.2024 N 7681/24) о включении информации об ООО "Единорог" (ОГРН: 1216100016626, ИНН: 6163222956) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от договора N 0307200030624000557 от 16.04.2024 на "Поставку систем анестезиологических, общего назначения (комплекс анестезиологический) для нужд ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", извещение о проведении электронного аукциона от 20.03.2024 N 0307200030624000557.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, 3 свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", ООО "Единорог" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1. автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1. считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе 4 от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 2.
Между ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" и ООО "Единорог" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, извещение от 20.03.2024 N 0307200030624000557, был заключен договор N 0307200030624000557 от 16.04.2024, по условиям которого Поставщик обязуется осуществить поставку систем анестезиологических, общего назначения (комплекс анестезиологический) для нужд ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору) и оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателя, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Получателя, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленное Оборудование и Услуги, пункт 1.1 1.2 договора.
Согласно пункту 2.2 договора цена Договора составляет 7 057 190,00 руб. (семь миллионов пятьдесят семь тысяч сто девяносто рублей 00 копеек), НДС не облагается в соответствии с п.п. 1, п. 2, ст. 149 Налогового кодекса РФ. Срок поставки установлен пунктом 5.1 договора: в течение не более 90 календарных дней с даты заключения договора, т.е. до 15.07.2024.
Разделами 5, 6 договора установлены условия поставки и приемки оборудования. Поставщик за семь дней до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Заказчика и Получателя уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки, пункт 5.1 договора.
Согласно пункту 5.2 договора фактической датой поставки считается дата подписания Получателем Акта приёма-передачи Оборудования (приложение N 4 к Договору).
В соответствии с пунктом 6.1 договора приёмка поставленного Оборудования осуществляется в ходе передачи Оборудования Получателю в Месте доставки в присутствии представителей Поставщика и Получателя, по факту приёмки Оборудования Поставщик и Получатель подписывают Акт приёма-передачи Оборудования (приложение 5 N 3 к Договору) с указанием фактической даты приемки Оборудования. Проведение экспертизы результатов поставки установлено пунктом 6.2 договора.
Согласно пунктам 6.3 - 6.4 договора получатель в течение трех календарных дней со дня получения от Поставщика документов, предусмотренных пунктом 5.3 Договора, направляет Поставщику подписанный Акт приёма-передачи Оборудования (приложение N 3 к Договору) или мотивированный отказ от подписания, в котором указываются недостатки и сроки их устранения. После устранения недостатков, послуживших основанием для не подписания Акта приёма-передачи Оборудования (приложение N 3 к Договору), Поставщик, Получатель подписывают Акт приёма-передачи Оборудования (приложение N 3 к Договору) в порядке и сроки, предусмотренном пунктом 6.3 Договора. Обязанности поставщика установлены пунктами 3.1.1-3.1.11 договора и включают в том числе следующие положения: "3.1.1 поставить Оборудование в соответствии с условиями Договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки; 3.1.2. оказать Услуги в соответствии с условиями Договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки; 3.1.3 разработать программу обучения правилам эксплуатации и инструктажа специалистов Получателя в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования; 3.1.3(1). обеспечить инструктаж производителем или уполномоченным представителем производителя Оборудования специалистов Получателей, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования 3.1.4. использовать квалифицированный персонал для оказания Услуг по сборке, установке, монтажу и вводу Оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателей, эксплуатирующих Оборудование, специалистов Получателей, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, в количестве, необходимом для оказания Услуг надлежащего качества; 3.1.5. обеспечить соответствие поставляемого Оборудования и оказываемых Услуг требованиям качества и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3.1.6.представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Договора для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Договору; 3.1.7. незамедлительно информировать Заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Договора; 3.1.8. своими силами и за свой счёт устранять допущенные недостатки при поставке Оборудования и оказании Услуг; 3.1.9. выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями настоящего Договора; 3.1.10 обеспечивать гарантии на Оборудование в соответствии с разделом 8 Договора; 3.1.11 предоставить Получателю техническую и эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) на Оборудование в срок не позднее 3 рабочих дней с момента заключения Договора." Права поставщика определены пунктами 3.2.1-3.2.2 договора. Права и обязанности заказчика установлены пунктами 3.3.1-3.4.7 договора. Расторжение договора (пункт 12.5 договора) допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора 6 в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 3.
В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения установлено, что 24.07.2024 N 3573 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора. Причиной одностороннего отказа от исполнения договора заказчик указал на отсутствие поставки Оборудования. 11.06.2024 поставщик направил письмо заказчику с предложением о замене товара, предусмотренного Спецификацией к договору: Аппарат наркозно-дыхательный WATO, вариант исполнения: WATO EX-35, страна происхождения: Китайская Народная Республика, товарный знак: MINDRAY, на АХ-600, производитель: "Шэньчжень КоменМедикал Интрументс Ко. Лтд", страна происхождения: Китайская Народная Республика, РУ РЗН 2024/22356 от 01.04.2024), обладающий (по мнению поставщика) улучшенными характеристиками. Письмом от 17.06.2024 N 2909 учреждение отклонило предложение поставщика, мотивируя тем, что замена поставки товара, предусмотренного договором, на товар с улучшенными характеристиками является правом, а не обязанностью заказчика. Требуют осуществить поставку в соответствии с условиями договора. 17.06.2024 б/н поставщик направил заказчику гарантийное письмо, в котором указывалось на задержку поставки товара, информировали о намерении осуществить поставку до 31.08.2024.
ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" письмом от 21.06.2024 N 3007 запросило у поставщика подтверждающие документы, ответ на письмо не был получен. 18.06.2024 б/н ООО "Единорог" направило письмо в ГБУ РК "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" по вопросу о согласовании задержки поставки с сохранением финансирования до 31.08.2024. 18.07.2024 поставщику посредством ЕИС была направлена претензия N 3490, в которой указано, что по состоянию на 17.07.2024- Оборудование не поставлено, требуют осуществить поставку в течение 5 календарных дней с момента получения претензии; информируют о праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора. 18.07.2024 ООО "Единорог" направило письмо в ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ" о том, что согласно информации, полученной от официального представителя производителя, срок поставки товара увеличен и составляет 120 дней (подтверждающих документов не представлено), повторно предлагают осуществить поставку товара АХ-600, обладающего, по мнению поставщика, улучшенными характеристиками, со сроком поставки 40 дней либо расторгнуть контракт по соглашению сторон. Со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункт 12.6 договора заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора N 0307200030624000557 от 16.04.2024. 4.
Решение заказчика от 24.07.2024 N 3573 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено в ЕИС 24.07.2024, получено поставщиком 24.07.2024.
Согласно пункту 21.1. договора договор является одноэтапным, вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2024 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств - до полного исполнения обязательств Сторонами.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика 7 (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату 03.08.2024 (суббота); переносится на понедельник, 05.08.2024; день вступления решения в силу является 06.08.2024.
Таким образом, в соответствии частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 24.07.2024 N 3573 об одностороннем отказе от исполнения договора N 0307200030624000557 от 16.04.2024 следует считать дату 06.08.2024. 4.1 Согласно письменным пояснениям заказчика, письмо 07.08.2024 N 3773 (вх. 07.08.2024 N 7724-эп/24), договор полагают расторгнутым с 06.08.2024.
По причине не поставки оборудования отсутствует возможность заменить имеющееся оборудование с большим процентом износа; денежные средства, выделенные за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми, могут быть изъяты в пользу других лечебных учреждений.
4.2.
Согласно письменным пояснениям поставщика, письмо б/н от 06.08.2024 (вх. 07.08.2024 N 7705-эп/24), Общество до принятия решения об участии в закупке направило посредством электронной почты коммерческие запросы дистрибъюторам, занимающимся оптовой продажей медицинского оборудования и техники по условиям поставки и оплаты оборудования (в ООО "Ренессанс-Мед", ИНН: 9717091569; в ООО "Медикал Сервис", в АО "Медлига", в ООО "Медицинское оборудование", в ООО МТО "Стормовъ"; запросы представлены в материалы внеплановой проверки). 17.04.2024 Общество подписало Спецификацию к договору поставки с ООО "Ренессанс- Мед", с которым у ООО "Единорог" заключен договор поставки N 35 от 20.12.2023. 25.04.2024- в адрес Общества от поставщика ООО "Ренессанс-Мед" поступило уведомление о задержке товара в связи с проблемами по логистике; так как товар производится за пределами РФ, возникли проблемы по проведению платежей. ООО "Ренессанс-Мед" предложил рассмотреть вопрос по замене поставки на товар - аппарат наркозно-дыхательный серии АХ-600 со схожими характеристиками. 25.04.2024 ООО "Единорог" повторно запросило коммерческие предложения у торгующих организаций, занимающиеся оптовой продажей медицинского оборудования (в АО "Деалмед", ООО "СТОМАРТ", ООО "Медфорд", АО "Медлига", ООО "Эксмед", ООО "МДМ Профит"; запросы представлены в материалы внеплановой проверки). Из вышеперечисленных организаций было получено только одно коммерческое предложение от ООО "МДМ Профит" от 02.05.2024; 31.05.2024 ООО "МДМ Профит" отправило в адрес ООО "Единорог" проект договора на поставку оборудования и счет N УТ-37 от 08.05.2024; однако представитель ООО "МДМ Профит" посредством телефонной связи связался с ООО "Единорог" и сообщил о сложностях по отгрузке товара от MINDRAY и попросил счет не оплачивать. 8 11.06.2024 ООО "Единорог" направил письмо заказчику с предложением о замене товара, предусмотренного Спецификацией к договору: Аппарат наркозно-дыхательный WATO, вариант исполнения: WATO EX-35, страна происхождения: Китайская Народная Республика, товарный знак: MINDRAY, на АХ-600, производитель: "Шэньчжень КоменМедикал Интрументс Ко. Лтд", страна происхождения: Китайская Народная Республика, РУ РЗН 2024/22356 от 01.04.2024), обладающий (по мнению поставщика) улучшенными характеристиками, предлагая снижение цены на товар на 7%. 17.06.2024 б/н поставщик направил заказчику гарантийное письмо, в котором указывалось на задержку поставки товара, информировали о намерении осуществить поставку до 31.08.2024. 04.07.2024 ООО "Единорог" запросило информацию у ООО "Здравтрест-М" (ИНН: 2801226469), официального представителя MINDRAY в России о сроках поставки необходимого оборудования. Ответ был получен 25.07.2024 о том, что оборудование с запрашиваемыми характеристиками на территории РФ отсутствует; срок поставки составляет 120 календарных дней; ввиду сложной геополитической ситуации сроки поставки могут меняться. Устанавливаются только заключенным контрактом. Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.07.2021, категория "микропредприятие". ООО "Единорог" действовало добросовестно и имело намерение исполнить договор; является профессиональным участником рынка по поставке товаров медицинского назначения; просят не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 5.
Изучив письменные пояснения сторон; информацию, размещенную в ЕИС; заслушав пояснения представителя поставщика, Комиссия Коми УФАС России приходит к следующему. Для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Единорог" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией 9 ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание подрядчика недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для его включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого 10 включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "Единорог" умышленных действий (бездействия), недобросовестного поведения, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр 11 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. ООО "Единорог" представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий договора: Письмами от 11.06.2024, от 18.07.2024 ООО "Единорог" предлагало заказчику произвести замену товара, предусмотренного Спецификацией к договору: Аппарат наркозно-дыхательный WATO, вариант исполнения: WATO EX-35, страна происхождения: Китайская Народная Республика, товарный знак: MINDRAY, на АХ-600, производитель: "Шэньчжень КоменМедикал Интрументс Ко. Лтд", страна происхождения: Китайская Народная Республика, РУ РЗН 2024/22356 от 01.04.2024), обладающий (по мнению поставщика) улучшенными характеристиками, предлагая снижение цены на товар на 7%. Предложение обусловлено отсутствием товара с необходимыми характеристиками на территории РФ, что подтверждается письмом ООО "Здравтрест-М" (ИНН: 2801226469), официальный представитель MINDRAY в России о сроках поставки необходимого оборудования от 25.07.2024. 25.04.2024 ООО "Единорог" запросило коммерческие предложения у дистрибьюторов, занимающиеся оптовой продажей медицинского оборудования (АО "Деалмед", ООО "СТОМАРТ", ООО "Медфорд", АО "Медлига", ООО "Эксмед", ООО "МДМ Профит"; запросы представлены в материалы внеплановой проверки). Ответ был получен от ООО "МДМ Профит", которое в последующем сообщило о трудностях по отгрузке товара и отозвало выставленный счет на оплату. 17.06.2024 б/н поставщик направил заказчику гарантийное письмо, в котором указывалось на задержку поставки товара, информировали о намерении осуществить поставку до 31.08.2024.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Единорог" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Отказать заказчику: государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми "Печорская центральная районная больница" (ОГРН: 1021100875234, ИНН: 1105004460) во включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Единорог" (ОГРН: 1216100016626, ИНН: 6163222956) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от договора N 0307200030624000557 от 16.04.2024 на "Поставку систем анестезиологических, общего назначения (комплекс анестезиологический) для нужд ГБУЗ РК "Печорская ЦРБ", извещение о проведении электронного аукциона от 20.03.2024 N 12 0307200030624000557.
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Печорская центральная районная больница" (ОГРН: 1021100875234, ИНН: 1105004460), нарушений Закона о контрактной системе не обнаружено. Председатель комиссии Н.В. Гуревская Члены комиссии: Г .Н. Скоблик А.А. Мокиенко
2024-5361
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 августа 2024 г. N РНП-11-151
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024