Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ДО СШОР "Академия легкой атлетики" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "РКТ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности, генерального директора,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 19743/24 от 01.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку сервера и компьютерной техники для нужд СПб ГБУ ДО СШОР "Академия легкой атлетики" в 2024 году (извещение N 0372200033024000013),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку поставку сервера и компьютерной техники для нужд СПб ГБУ ДО СШОР "Академия легкой атлетики" в 2024 году (извещение N 0372200033024000013) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 019 500,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.05.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РКТ" заключен государственный контракт N 013/24 от 27.05.2024 (далее - Контракт) на сумму 2 808 135,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "РКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку сервера и компьютерной техники для нужд СПб ГБУ ДО СШОР "Академия легкой атлетики" в 2024 году (далее - Товар).
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику (п.3.1 Контракта)
Поставка и разгрузка осуществляется по заявке Заказчика, которая подаётся со дня заключения контракта и не позднее 01.08.2024
Срок поставки в течение 5 дней со дня получения заявки от Заказчика. Заявка подается Заказчиком в письменной форме по электронной почте Исполнителя, указанной в разделе 15 Контракта. Заказчиком может быть подано несколько заявок на поставку с разным количеством товара в диапазоне вышеуказанного срока и в рамках объема настоящей закупки (п.3.1.1 Контракта)
28.05.2024 Заказчиком на электронную почту Поставщика направлена заявка (N 517-24 от 28.05.2024) о поставке Товара в полном объеме в срок не позднее 03.06.2024.
По состоянию на 03.06.2024 Товар поставлен не был.
11.06.2024 Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия (N 586-24 от 11.06.2024) о нарушении сроков поставки и требованием осуществить поставку Товара в срок до 17.06.2024.
17.06.2024 Поставщиком была осуществлена поставка Товара, а именно: 20 системных блоков и 1 сервер торговой марки "iRU".
Пунктом 3.3 Контракта определено, что не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке с приложениями, Заказчик осуществляет приемку поставленного Товара.
Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика в следующем порядке:
- приемка Товара осуществляется по количеству и ассортименту (в т.ч. на целостность тары, наличие этикеток, наличие сколов, трещин, внешних повреждений, отсутствие видимых несоответствий товара) на соответствие условиям Контракта;
- приемка по качеству Товара производится путем проверки целостности упаковки, вскрытия упаковки, осмотра на наличие внешних повреждений.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки Товара, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу.
Экспертиза приемки Товара проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом документом, подтверждающим проведение экспертизы силами Заказчика, является подписанный Сторонами документ о приемке. Отдельный документ о проведении экспертизы не оформляется (п. 3.4 Контракта).
При приемке поставленного Товара Заказчиком выявлено, что Товар не соответствует Контракту: на Товаре имеются следы повреждений, грязи, царапины, упаковка Товара повреждена, нарушены заводские пломбы, отсутствует комплектация Товара, указанная в Контракте, на наклейках указана дата производства - "21.09.24", в связи с чем Заказчиком составлен Акт несоответствия (N 013-24 от 08.07.2024) по каждой позиции Товара, а также мотивированный отказ от подписания документа о приемке N 130 от 17.06.2024.
10.07.2024 Заказчиком было отказано в приемке, ввиду поставки некачественного Товара и указано, что Поставщику необходимо в срок до 17.07.2024 осуществить поставку Товара в соответствии с условиями и характеристиками, указанными в Контракте.
Вместе с тем Заказчиком был направлен запрос в ООО "Деловой офис", которое является производителем и правообладателем в области информационных технологий на территории Российской Федерации под торговой маркой "iRU", о производстве 20 системных блоков и 1 сервера с датой производства "21.09.24" и серийными номерами, указанными на Товаре, поставленном Участником.
10.07.2024 от компании получен ответ, что указанные системные блоки и сервер не являются оригинальной продукцией "IRU".
11.07.2024 Товар был возвращен Поставщику по акту возврата некачественного Товара.
По состоянию на 18.07.2024 Участником поставка Товара не осуществлена.
В связи с вышеизложенным Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "РКТ" не имело намерения уклониться от исполнения Контракта.
28.05.2024 в соответствие Контрактом Заказчик направил в адрес Участника заявку на поставку Товара, назначив дату поставки - 03.06.2024.
По согласованию с Заказчиком поставка Товара в полном объеме была произведена 17.06.2024.
По итогам приемки Товара Заказчиком был принят мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 17.06.2024 (N 686-24 от 10.07.2024) (далее-мотивированный отказ), о чем Участник был уведомлен 10.07.2024.
12.07.2024 Участник в ответ на мотивированный отказ в адрес Заказчика направил письмо с уведомлением, что готов забрать поставленный Товар для проверки и устранения несоответствий характеристик, изложенных в мотивированном отказе.
После проведения мероприятий по проверке несоответствий, Участником были выявлены частичные несоответствия характеристик и потребительских качеств оборудования, требующие замены у производителя, в связи с чем Участник просил продлить срок поставки оборудования, назначенный в мотивированном отказе до 22.07.2024 включительно, о чем 16.07.2024 Заказчик был уведомлен.
Однако 18.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2024 после устранении нарушений, указанных в мотивированном отказе, в рамках исполнения своих обязательств по Контракту, Участник поставил Товар Заказчику.
Однако 29.07.2024 Заказчик вновь принял мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
26.07.2024 Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо с предложение поставки оборудования с улучшенными техническими характеристиками. А также указанием недостоверности данных экспертизы по части пунктов (N 20/15-15 от 26.07.2024).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, 22.07.2024 Участником заказана экспертиза у сторонней организации, которая подтвердила, что Товар, поставленный после устранения недостатков - 22.07.2024, либо полностью соответствуют условиям Контракта, либо в наличии улучшения качественных технических характеристик оборудования.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РКТ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РКТ" (ИНН: 7802252196), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 августа 2024 г. N РНП-78-1285/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024