в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС), в составе:
при участии представителей:
ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик)., по доверенности
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для социального обеспечения граждан в 2024 году (извещение номер N 0245100001624000178).
Адрес проверяемой организации: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, дом 73, лит А;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 12.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта 72 386 642,03 руб.
Информация, изложенная в поручении, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения обращения на действия Заказчика 11.07.2024 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.07.2024.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р. К реабилитационным мероприятиям согласно Федеральному перечню относятся, в том числе:
- пункт 3 санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
- пункт 4 протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
Согласно ГОСТ Р 51819-2022. Национальный стандарт Российской Федерации.
"Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения" протезирование конечностей: процесс, заключающийся в проведении комплекса медицинских, технических, производственных и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно-двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей пациентов с помощью протезов конечностей.
Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках Федерального перечня утверждена приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н (далее -
Классификация), которая содержит, в том числе:
- номер вида технического средства реабилитации (изделия) и его наименования;
- вид и наименование технического средства реабилитации (изделия), рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением об обеспечении ветерана изделиями).
Для реализации мероприятий Федерального перечня Заказчик осуществляет заключение контрактов в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Объектом закупки электронных конкурсов NN 0245100001422000106 являлось изготовление протезов, имеющих код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) - 32.50.22.121 "Протезы внешние", включенный в утвержденный Постановлением N 617 Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В пункте 2 Постановления N 617 указано:
"Установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок".
Действие Постановления N 617 распространяется на включенные в перечень поставляемые товары, а также на товары, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (в случае, если в описании объекта закупки Заказчиком установлены определенные показатели товара).
При этом в соответствии с п.п. "а" - "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заявка участника закупки в случае закупки товаров, в том числе поставляемых Заказчику при выполнении закупаемых работ должна содержать:
- характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки;
- наименование страны происхождения товара;
- документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.
Однако, из совокупного толкования содержания письма ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 следует, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Заказчик не имеет возможности установить в описании объекта закупки конкретные (точные) показатели, и как следствие, требовать от участников указания характеристик предлагаемого товара, соответствующего показателям, указанным в описании объекта закупки, поскольку Заказчиком не закупается ни "товар", ни "товар при выполнении работ".
В силу пункта 4 Постановления N 617, ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в Перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Вместе с тем, объекты закупок - это выполнение работ по изготовлению протезов по индивидуальным параметрам, а не поставка товара в готовом виде. Целью Заказчика при осуществлении данных закупок является овеществленный результат выполненной работы: индивидуально-определенные изделия - протезы, которые изготавливаются для конкретных инвалидов, могут быть использованы только указанными инвалидами-получателями и не подлежат продаже неограниченному кругу лиц как промышленный товар серийного производства.
Таким образом, изготавливаемые товары не являются промышленными в контексте требований Постановления N 617, в связи с чем положения Постановления N 617 при данных обстоятельствах не могут применяться.
Кроме того, в момент проведения закупок участником (исполнителем) работы еще не выполнены, и протез индивидуального изготовления для конкретного инвалида еще не произведен. Изготовитель выполняет работы по изготовлению протезов после заключения контракта, начиная с определения его конструкции по диагнозу инвалида, процедуры снятия мерок с получателя, непосредственно процесса изготовления с учетом индивидуальных медицинских показаний инвалида, заканчивая последующей выдачей инвалиду с контрольной примеркой и обучением пользованию изделием.
С целью подтверждения соответствия изготовляемых Изделий по количеству, комплектности, ассортименту и качеству требованиям, установленным техническим заданием, Заказчик по своему усмотрению производит сплошную и/или выборочную проверку Изделий.
В результате выполнения работ Исполнитель должен изготовить Изделия, соответствующие требованиям контракта. Изделия должны обеспечивать полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций организма и улучшение качества жизни Получателя.
Учитывая изложенное в рассматриваемом извещении закупаются не протезы как промышленные товары, включенные в Перечень под кодом ОКПД2 - 32.50.22.121, а результат работ по их изготовлению.
В соответствии со статьей 703 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изготовление вещи является предметом договора подряда. По договору подряда исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик - принять результат работ и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). И если иное не предусмотреть договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (п. 3 ст. 703 ГК РФ).
Договор подряда, как и договор купли-продажи направлен на возмездную передачу определенного объекта в собственность. Однако, если для договора купли-продажи передача вещи является определяющим фактором, то договор подряда стороны заключают ради изготовления вещи с передачей результата заказчику. Еще одно отличие связано с тем, что по договору подряда исполнитель всегда выполняет работу по индивидуальному заказу и для конкретного заказчика, а по договору купли-продажи вещь не обязательно должна быть индивидуально определенной. Она может обладать лишь родовыми признаками. Более того, в случае поставки влияние воли приобретателя вещи на ее потребительские свойства, внешний вид, определенные критерии и характеристики отсутствует, в рамках договора подряда лицо, получающее вещь, участвует в определении ее параметров.
Учитывая изложенное, протезы, изготовленные исполнителем индивидуально, являются результатом выполненных работ в овеществленной форме. При этом, поставка каких-либо товаров Заказчику в рамках данной закупки не была предусмотрена.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств Заказчик правомерно не установил в рассматриваемом извещении о проведении электронного конкурса ограничений в соответствии с Постановлением N 617 и не требовал указать страну происхождения товара.
Вместе с тем, при проведении закупок протезов после 22.01.2024 Заказчик устанавливал ограничения в соответствии с Постановлением N 617 с учетом решения ФАС России по делу N П-30/24 от 22.01.2024 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и его закупочной комиссии отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июля 2024 г. N 11-199/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024