Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГОУВО СПб ГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (далее - Заказчик):. по доверенности;
ООО "ТМС-МСК" (далее - Участник, Поставщик) по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20075/24 от 06.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку циркуляционного насоса с электронным регулированием (извещение N 0372100004224000014),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку циркуляционного насоса с электронным регулированием (извещение N 0372100004224000014), (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 342 319,78 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.04.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан ООО "ТМС-МСК".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТМС-МСК" заключен государственный контракт N 13-014 от 26.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 261 864,40 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 8.9, 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТМС-МСК".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку сдвоенного циркуляционного насоса с электронным регулированием IMP PUMPS NMTD MAX II 50/120 F280 для теплового пункта системы теплоснабжения здания СПб ГУТ (далее - Товар) в течение 14 рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 3.4 Контракта).
06.05.2024 Участник осуществил поставку сдвоенного циркуляционного насоса с электронным регулированием Wilo Yonos maxo-D 50/0,5 - 12, разместил в ЕИС документ о приемке Товара (счет-фактура N 7 от 06.05.2024).
Однако, в ходе проверки соответствия поставляемого Товара условиям Контракта, установлено, что технические характеристики поставленного Товара не соответствуют описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и разняться с техническими характеристиками на официальном сайте завода-изготовителя "wilo.com", а именно:
Наименование характеристики |
Значение характеристики в Контракте |
Значение характеристики на официальном сайте wilo.com |
Соответствие |
Мощность |
560,00 Ватт |
500,00 Ватт |
Несоответствие |
Расход, мЗ/ч |
32,00 |
28,70 |
Несоответствие |
Степень защиты IP44 |
Соответствие |
IPX4D |
Несоответствие |
Кроме того, согласно п. 13 Приложения N 1 к Контракту Поставщик должен предоставить полный комплект технической документации на поставленный Товар на русском языке, а именно: паспорт, сертификат соответствия, инструкция по монтажу и эксплуатации, гарантийный талон, которые Участник не предоставил, предложил Заказчику самостоятельно ознакомиться с характеристиками насоса Wilo Yonos maxo-D 50/0,5-12 на официальном сайте wilo.com (информационное письмо от 21.05.24).
В предоставленной 19.05.2024 Поставщиком инструкции по монтажу и эксплуатации на русском языке для насосного оборудования серии Wilo-Yonos MAXO/-D/-Z не указаны технические характеристики поставляемого Товара.
Поскольку Товар не соответствовал условиям Контракта и Поставщик не предоставил необходимый пакет документов, Заказчиком принят мотивированный отказ от приемки товара N 1218-76 от 24.05.2024 (далее - Мотивированный отказ), предоставив Поставщику срок для устранения недостатков до 28.05.2024.
27.05.2024 Поставщик направил в адрес Заказчика информационное письмо с уведомлением о несогласии с Мотивированным отказом, полагая что характеристики имеют диапазон значения, в который и входят характеристики поставленного Товара.
По состоянию на 28.05.2024 недостатки устранены не были, Товар надлежащего качества Участником не поставлен.
07.06.2024 Участник повторно разместил в ЕИС документы о приемке Товара, однако фактически Товар, соответствующий условиям Контракта, не поставил, нарушения, указанные в Мотивированном отказе, не устранил.
05.07.2024 Заказчик разместил претензионное письмо с указанием на то, что на момент подачи заявок на участие в Аукционе Участник подал заявку (N1 (116357138)) с предложением поставить объект закупки - Товар именно с характеристикой "Мощность 560,00 Ватт", "Расход, мЗ/ч 32,00". Соответствие Товара данным характеристикам является существенным обстоятельством для Заказчика, поскольку прибор с такими параметрами полностью соответствует потребности Заказчика и имеет для него потребительскую ценность.
В претензионном письме Заказчик установил срок для устранения недостатков - до 10.07.2024.
По состоянию на 10.07.2024 нарушения Участником не устранены, Товар, соответствующий условиям Контракта, не поставлен.
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п.п. 8.9, 8.10 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 2 ст. 523 ГК РФ, принял решение о расторжении Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТМС-МСК" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.08.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что действия Участника были направлены на исполнение Контракта.
Так, в рамках исполнения обязательств по Контракту (п. 1.2 Контракта) Участником был поставлен эквивалент насоса IMP PUMPS NMTD MAX II 50/120 F280, а именно насос Wilo Yonos maxo-D 50/0,5 - 12. Однако от приемки поставленного Товара Заказчик отказался, разместил Мотивированный отказ со ссылкой на несоответствия поставленного Товара описанию объекта закупки, с чем Участник не согласен.
По мнению Участника, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случае если заказчиком установлено значение показателя, перед которым поставлен знак ">", либо использованы слова "не менее", "не менее чем", "не ниже", "не меньше" или другое слово синоним необходимо указать конкретное значение данного показателях указанием единицы измерения, которое должно быть больше, либо должно быть равно установленному показателю.
В случае если заказчиком установлено значение показателя, перед которым поставлен знак "<", либо использованы слова "не более", "не более чем", "не выше", "не больше", "не превышает" или другое слово синоним необходимо указать конкретное значение данного показателя с указанием единицы измерения, которое должно быть меньше, либо должно быть равно установленному показателю.
В данном случае номинальная мощность поставленного насоса составляет 500 Ватт, а максимальная потребляемая мощность составляет 600 Ватт, что эквивалентна показателям насоса IMP PUMPS NMTD MAX II 50/120 F280 с мощностью 560 Ватт. Класс защиты поставленного насоса IP X4D полностью эквивалентен классу защиты IP 44. Допускаемый кавитационный запас насоса Wilo Yonos maxo-D 50/0,5 - 12 составляет 15%, т.е. допустимая производительность насоса рассчитана до 33 куб.м., которая соответствует техническим характеристикам необходимым Заказчику.
Учитывая, что технические характеристики поставленного насоса Wilo Yonos maxo-D 50/0,5 - 12 имеют диапазон, Поставщиком в заявке были проставлены конкретные показатели с учетом этого диапазона и требований Заказчика.
Кроме того, представитель Участника отметил, что Заказчиком в аукционной документации изначально были указаны неверные технические характеристики.
В момент заключения Контракта Заказчик знал, что ему будет поставляться эквивалент Товара, его модель и наименование. В период подписания Контракта (20 дней) Заказчик имел возможность проверить достоверность технических характеристик, предоставленных Поставщиком, однако Заказчик технические характеристики не проверял и согласился принять именно этот Товар.
Кроме того, экспертиза поставленного Участником Товара Заказчиком с привлечением экспертов не проводилась, насос не монтировался, работоспособность не проверялась, что по мнению Участника, не позволяет в полной мере сделать вывод о технических характеристиках поставленного Товара.
Вместе с тем Заказчик сделал выводы о том, что технические характеристики Товара не соответствуют описанию объекта закупки, ознакомившись с техническими характеристиками Товара на официальном сайте завода - изготовителя в сети Интернет. Такая информация, по мнению представителя Участника, не может носить официальный характер и воспринята как достоверная, поскольку подтверждающих сведений от производителя либо его уполномоченного представителя не представлено.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТМС-МСК" в реестр недобросовестных поставщиков, полагая, что Участник исполнил обязательства по Контракту.
Вместе с тем из представленных документов Комиссия УФАС установила следующее.
Участник отмечает, что Заказчик при сравнительной характеристике поставленного Товара и заявленного в Контракте руководствовался сведениями с официального сайта завода-изготовителя, что по мнению Участника, не может рассматриваться как достоверная информация.
Согласно п. 5.1.2 Контракта, при поставке Товара Поставщик передает Заказчику документы, подтверждающие соответствие Товара: технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество Товара; сертификаты соответствия и/или декларации о соответствии на Товар, для которого предусмотрена обязательная сертификация и/или подтверждение соответствия, которого осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Однако из информационного письма б/н от 21.05.2024 следует, что Участник не предоставил при поставке Товара паспорт на Товар, поскольку со слов Участника паспорт для насосов "Wilo" не предусмотрен производителем. Поставщик предложил Заказчику самостоятельно ознакомится с характеристиками поставленного Товара на официальном сайте завода-изготовителя "wilo.com". Данную позицию Участник подтвердил и на Заседании Комиссии УФАС.
При этом на Заседании Комиссии УФАС представитель Участника не смог представить достаточные и убедительные доказательства соответствия технических характеристик поставленного Товара условиям Контракта, указывая, что он твердо уверен в соответствии данных характеристик условиям Контракта.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил условия Контракта, не осуществив поставку Товара в соответствии с его требованиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС пришла к выводу, что Участник надлежащим образом не исполнил обязательства, предусмотренные Контрактом, а также не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "ТМС-МСК" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТМС-МСК" ИНН: 7716937622 (129329, г. Москва, ул. Ивовая, д. 1, к. 1, этаж 3, комн. N 302); сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Зотова-Матвеева Мария Николаевна, ИНН: 722408390384; сведения об участниках / учредителях юридического лица: Фейзуллаев Мурад Курбанович, ИНН: 262515349576, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТМС-МСК" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.08.24 |
06.08.24 |
06.08.24 |
0 |
06.08.24 |
13.08.24 |
12.08.24 |
0 |
15.08.24 |
15.08.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 августа 2024 г. N РНП-78-1297/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024