Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУДО СШОР по ВВС "Невская волна" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Ковчег" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности, генерального директора,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20076/24 от 06.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку спортивной экипировки для нужд СПб ГБУ ДО СШОР по ВВС "Невская волна" в 2024 году (извещение N 0372200280924000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку поставку спортивной экипировки для нужд СПб ГБУ ДО СШОР по ВВС "Невская волна" в 2024 году (извещение N 0372200280924000010), (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 999 996,77 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.03.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Ковчег".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Ковчег", заключен государственный контракт N 0372200280924000010 от 08.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 784 997,51 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.8 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Ковчег".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку спортивной экипировки для нужд СПб ГБУ ДО СШОР по ВВС "Невская волна" в 2024 году ( далее - Товар) ( п. 1.1 Контракта).
Поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение не более 40 рабочих дней со дня заключения Контракта (п. 3.1. Контракта).
Таким образом, крайний срок поставки Товара по Контракту - 07.06.2024.
13.06.2024 Поставщик осуществил частичную поставку Товара- спортивных костюмов в количестве 65 штук (акт выдачи груза N СН-693761708 от 13.06.2024). Товар принят Заказчиком по акту от 13.06.2024 на временное хранение.
20.06.2024 приемочная комиссия Заказчика провела экспертизу поставленного Товара, результатом которой явился мотивированный отказ от приемки Товара (далее - Мотивированный отказ) (N 498-24 от 21.06.2024), поскольку поставленный Товар был поставлен с нарушением сроков поставки по Контракту и не соответствовал условиям Контракта, а именно: цвет кофты спортивного костюма должен быть белый, цвет штанов спортивного костюма-темно-синий, тогда как каждый экземпляр поступившего Товара (спортивного костюма) имеет ярко контрастирующий оттенок белого цвета - грязный белый с фиолетовым отливом и более светлые штаны.
Часть Товара, а именно: "купальник спортивный для водного поло" в количестве 14 штук не поставлен.
По результатам Мотивированного отказа Заказчик направил в адрес Поставщика претензию (N 1 исх.N 483-24 от 19.06.2024) с уведомлением о невозможности принять Товар частично и требованием оплатить в соответствии с п. 7.1 Контракта штраф за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также заменить уже поставленный Товар и допоставить Товар, согласно условиям Контракта.
Совместно с поставкой Товара Поставщиком в ЕИС выставлены финансовые документы (акт, счет) на Товар, который фактически не был передан Заказчику, ввиду чего Заказчик указал Поставщику на необходимость исправить размещенные в ЕИС документы.
25.06.2024 Поставщик разместил в ЕИС исправленные финансовые документы, соответствующие поставке от 13.06.2024, ввиду чего приемочная комиссия Заказчика приняла повторный Мотивированный отказ, основанный на экспертизе и выводах комиссии от 20.06.2024, предоставив Участнику срок для исправления недостатков до 05.07.2024.
05.07.2024 Поставщиком в ЕИС размещены документы о приемке Товара (от 03.07.2024) с корректировкой в части недостающей части поставки - костюм спортивный в количестве 90 штук.
10.07.2024 приемная комиссия Заказчика приняла Мотивированный отказ (N 543-24 от 10.07.2024), основанный на экспертизе и выводах комиссии от 20.06.2024, поскольку поставленный Товар также не отвечал условиям Контракта, а именно: цвет кофты спортивного костюма должен быть белый, цвет штанов спортивного костюма-темно-синий, тогда как каждый экземпляр поступившего Товара (спортивного костюма) имеет ярко контрастирующий оттенок белого цвета - грязный белый с фиолетовым отливом и более светлые штаны.
Часть Товара, а именно: "купальник спортивный для водного поло" в количестве, предусмотренном Контрактом не поставлена.
Для устранения недостатков и допоставки Товара Заказчик предоставил Поставщику срок - до 19.07.2024.
Кроме того, Заказчик неоднократно обращал внимание Поставщика на соблюдение сроков поставки Товара в полном объеме и ассортименте, что обусловлено необходимостью экипировки спортсменов для участия в спортивных соревнованиях в соответствии с Федеральными стандартами спортивной подготовки.
Вместе с тем в дополнение к Контракту и спецификации до отшива всех изделии Участнику были переданы образцы изделий для понимания цвета, материала и качества необходимых изделий.
По состоянию на 19.07.2024 Товар не поставлен, недостатки не устранены.
Таким образом, Поставщик неоднократно нарушил срок поставки Товара, а также поставил Товар ненадлежащего качества с недостатками, которые не были устранены в приемлемый для Заказчика срок.
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.8 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 2 ст. 523 ГК РФ, принял решение о расторжении Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Ковчег" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.08.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что действия Участника были направлены на исполнение Контракта и нарушение обязательств по поставке Товара произошло по независящим от Участника причинам.
Так, по мнению представителя Участника, нарушение срока поставки Товара произошло, в том числе, по вине Заказчика, так как в ходе изготовления спортивных костюмов выяснилось, что спортсмены, в зависимости от того вида спорта, которым они занимаются, имеют различное анатомическое развитие тела, в связи с чем потребовалось изготовить специальные лекала, учитывая особенности спортсменов-пловцов.
Кроме того, на согласование ткани и цвета будущих изделий ушло достаточное количестве времени, что было связано с желанием Участника не только исполнить обязанности по Контракту, но и удовлетворить отдельные пожелания Заказчика, не связанные с соответствием характеристик Товара Техническому заданию, в части конкретного подтона белого цвета будущих изделий - спортивных костюмов.
Для согласования ткани и цвета будущих изделий Участником в адрес Заказчика неоднократно направлялись образцы ткани, что подтверждается транспортными накладными (N 1547184636 от 24.04.2024; N 1553242801 от 15.05.2024).
Однако Заказчик дважды не согласовал указанные образцы, тем самым затягивая время на изготовление Товара, что Участник расценил как злоупотребление правом, в связи с чем принял решение поставить отшитый Товар по частям 13.06.2024 и 03.07.2024.
Задержка сроков изготовления купальников также произошла, в том числе, и по вине Заказчика, так как участником был направлен образец ткани разных оттенков темно-синего цвета для пошива купальников, полностью соответствующий Техническому заданию, о чем свидетельствует транспортная накладная("Major" от 31.05.2024). Однако Заказчик отказался использовать для пошива купальников ткань, предложенную как образец, высказал пожелание использовать для пошива купальников ткань производства Италии, не предусмотренную Контрактом, на поиски которой было затрачено большое количество времени.
В ходе поисков запрошенной Заказчиком ткани Поставщик выяснил, что данная ткань снята с производства и вынужден был затратить еще больше времени на поиск аналога.
В ходе приемки Товара Заказчик составил Мотивированной отказ (N 483-24 от 19.06.2024; N 516-24 от 01.07.2024; N 543-24 от 10.07.2024), с выводами которых Участник не согласен. Мотивированные отказы Заказчика содержат указание на некачественность Товара, выраженную в том, что "каждый экземпляр поступившего частично товара (спортивного костюма) имеет ярко контрастирующий оттенок белого цвета (грязный белый с фиолетовым отливом) и более светлые штаны"
Однако Участник полагает, что индивидуальное восприятие сотрудниками СПб ГБУ ДО СШОР по ВВС "Невская Волна" белого цвета изготовленных Участником изделий (кофт) не может свидетельствовать о некачественности такой продукции по признаку несоответствия условиям Контракта, так как цвет изготовленных кофт является белым, что не оспаривается самим Заказчиком, наличие подтона в техническом задании отсутствует. Следовательно, по мнению Участника, данные изделия соответствуют условиям Контракта.
Определение "более светлые штаны", заложенное Заказчиком в текст Мотивированного отказа, для участника неясно, так как данным наречием определяется сравнительная степень с иным предметом. Однако указание на иной предмет, которому не соответствует товар синего цвета, и в Мотивированных отказах, и в экспертных заключениях, и в самом Контракте отсутствует.
Кроме того, соответствие синего цвета штанов какому-то конкретному синему цвету не является условием Контракта, в связи с чем Участник полагает, что поставленный Товар соответствует условиям Контракта и Контракт исполнен Участником в части поставки спортивных костюмов в количестве 155 штук.
Вместе с тем 22.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, с которым Участник не согласился.
01.08.2024 направил в адрес Заказчика возражения (N 1346 от 01.08.2024), где изложил свою позицию по доводам Заказчика и указал, что нарушения в части непоставки купальников устранены, купальники отшиты и готовы к поставке.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Ковчег" в реестр недобросовестных поставщиков, полагая, что Участник предпринял все возможные попытки исполнить обязательства по Контракту.
Вместе с тем из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что условиями Контракта (п. 11 спецификации Приложения N 1 к Контракту) предусмотрено согласование материала и готового изделия, который передается Участником Заказчику в течении 5 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Данное требование обусловлено тем, что утверждение дизайна спортивной экипировки для обучающихся СПб ГБУ ДО СШОР по ВВС "Невская волна" было завершено в 2021 году, проработка элементов дизайна экипировки и цветовой гаммы проводилась на основании утвержденного брендбука спортивной школы, парадная экипировка для обучающихся имеет неизменный внешний вид с 2021 года, является узнаваемой во всех регионах Российской Федерации, что прописано в спецификации к Контракту, являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Изменение цветовой гаммы или формата экипировки обучающихся повлечет за собой дополнительные траты для обновления экипировки для всех спортсменов школы с целью создания единого образа команд.
Кроме того, указание подробных и конкретных характеристик обусловлено тем, что тренировочный процесс и спортивные соревнования проходят в помещениях с агрессивной средой (требования к материалу).
При подготовке "Описания объекта закупки" учитывалась и специфика движения спортсменов в процессе проведения тренировок и спортивных соревнований. Необходимость нанесения логотипов на изделие обусловлена персонализацией школы на спортивных соревнованиях и повышения спортивного образа жизни среди населения, что также является неотъемлемым требованием к объекту закупки.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил условия Контракта и не осуществил поставку Товара, соответствующего информации, указанной им самим в заявке на участие в закупке, и требованиям данного Контракта.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Однако Участник пренебрег данным требованием, в нарушение условий Контракта (п. 11 спецификации Приложения N 1 к Контракту) без согласования с Заказчиком отшил все изделия, предусмотренные Контрактом.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Также в ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, что настаивает на включении ООО "Ковчег" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не достиг цели проводимой закупки и по вине ООО "Ковчег" произошел срыв планов Заказчика к подготовке и участии в новом спортивном сезоне, поскольку костюмы планировались к выдаче обучающимся, вошедшим в состав команд, которые уже укомплектованы парадной экипировкой в утвержденном цвете.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Ковчег" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Ковчег", ИНН:1840082297 (426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр-д. Бабушкина, д. 37); сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Письменник Андрей Павлович, ИНН: 183309547045, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Ковчег" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
02.08.24 |
06.08.24 |
06.08.24 |
0 |
06.08.24 |
13.08.24 |
12.08.24 |
0 |
15.08.24 |
15.08.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 августа 2024 г. N РНП-78-1298/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024