Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А., Членов комиссии: специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В. специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В. Р., В присутствии представителей: от Заказчика - представитель по доверенности Долгова Е.Ю.; от уполномоченного органа Горошко К.А. от Заявителя - Спиридонова К.Н.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Доступная среда" на действия заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа комитет экономического развития и торговли 2024-11809 администрации г. Ставрополя, по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321300001124000366 "Оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по проспекту Российский, з/у 11а в г. Ставрополе". Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки
установила:
Заказчиком - 30.07.2024 г. в ЕИС - zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки предметом которой является - "Оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по проспекту Российский, з/у 11а в г. Ставрополе".
Согласно извещения объектами закупки в том числе являются:
1)Аппаратно-программный комплекс по обучению чтению, письму и развитию речевого общения у не говорящих детей, с расстройством аутистического спектра. В состав набора входит:
- Специальное техническое средство для тренировки речи, письма и общения у детей с ОВЗ;
-Специальное средство для обмена информацией: Многоуровневый коммуникатор с кнопкой вызова помощника;
- Приставка-айтрекер.
2) Специальное техническое средство для тренировки речи, письма и общения у детей с ОВЗ (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент). В жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком в описании объекта закупки, по позициям указанным выше, установлены требования к закупаемому товару, соответствующие товару единственного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг". Комиссия Ставропольское УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в связи со следующим: Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления 2024-11809 закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, 2024-11809 в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок Включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствии надлежащего обоснования в потребности именно такого товара с такими характеристиками, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статьи 33 Закона N44-ФЗ.
Представленные Заказчиком на заседание комиссии в виде доказательств документы, не свидетельствуют о том, что вышеуказанное оборудование, кроме ООО "Исток Аудио Трейдинг", может поставить иной производитель. На заседании комиссии не предоставлены запросы к поставщикам и их ответы на них.. Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) Указанный выводы согласуются с Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020 Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают положения ст. 8, п. 1 ч.1 ст. 33, Закона N 44-ФЗ. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "Доступная среда" на действия заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа комитет экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя, по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0321300001124000366 "Оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по проспекту Российский, з/у 11а в г. Ставрополе" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа комитет экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя нарушившими ст. 8, п. 1 ч.1 ст. 33, Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для 2024-11809 исполнения предписание.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: П.В. Попова В.Р.Калиниченко Исп.Калиниченко В.Р. тел.8(8652) 35-28-07, вн.026-140 2024-11809
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 августа 2024 г. N 026/06/106-1892/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024