Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А, Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш. специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В. В присутствии представителей: от заказчика - Приходько З.В., Белица Е.Ф., Мальцева И.В., Нургалиеева И.Г., от ООО "СК ОРБИТА" - в отсутствии представителя, 2024-11978
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Ставрополе поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "СК ОРБИТА" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0821400000123000180 "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а". Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке. В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении - ООО "СК ОРБИТА" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления с указание о дате и времени рассмотрения дела - 07.08.2024 г. На рассмотрение дела были установлены следующие обстоятельства: 27.11.2023 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0821400000123000180 "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а". НМЦК 38 050 580,00 \x{20bd} По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ООО "СК ОРБИТА". 18.12.2023 г. между заказником - Межрегионального филиала ФКУ "ЦОКР" в г. Ставрополе и ООО "СК ОРБИТА" был заключен контракт N 1770989550923003836 "выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а". Цена контракта составила 28 690 137,32 \x{20bd} Согласно п. 1.1-1.5 контракта: 1.1.
Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту), и отчитаться о выполненных работах в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Идентификационный код закупки: 2024-11978 2 231770989550926344300100220014399243, КНЗ 225028. 1.3.
Заказчик обязуется обеспечить оплату надлежащим образом исполненных обязательств, предусмотренных п. 1.1, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.4. Место выполнения работы:
г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а (далее - объект). 1.5.
Срок выполнения Работ: начало выполнения работ: с даты заключения контракта, окончание выполнения работ: 31 января 2025 года. Подрядчик вправе досрочно исполнить обязательства по Контракту. 1.5.1.
Подрядчик обязан приступить к выполнению Работ в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней с даты указанной в пункте 1.5.
В силу п. 2.4 контракта авансовый платеж в размере 30% (тридцать процентов) от цены контракта осуществляется на основании счета, выставленного Подрядчиком, в безналичной форме, путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), не допускается.
Согласно п. 4.1 контракта приемка выполненных работ, в том числе отдельных этапов работ, осуществляется на основании документов о приемке работ, подтверждающих их выполнение в соответствии с условиями контракта.
В силу п. 4.4 контракта к документу о приемке выполненных работ Подрядчик прикладывает в единой информационной системе следующие документы:
- Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2;
- Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3;
- документ, подтверждающий обеспечение гарантийных обязательств. Приемка выполненных работ на соответствие объема и качества требованиям, установленным Контрактом, осуществляется Заказчиком на основании документа о приемке, направленного Подрядчиком в единой информационной системе в личный кабинет Заказчика.
Согласно п. 10.2 контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом N 44-ФЗ. 2024-11978 3 В связи с тем, что ООО "СК ОРБИТА" взятые на себя обязательства не были выполнены, 19.06.2024 г. заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, в котором было отражено следующее: "...
Согласно графику, согласованному и утвержденному Заказчиком, работы по демонтажу и монтажу системы электроснабжения (п. 1.2, 2 Графика), демонтажу и монтажу окон, витражей (пункт 1.4 Графика), кладке перегородок (пункт 1.5 Графика), устройству пароизоляции и стяжки полов (пункт 1.6. Графика), устройству перегородок из гипсокартона, ограждений лестницы (пункт 1.9 Графика), ремонту систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и водоотведения (пункты 7, 8 , 9, 10, 11 Графика) Подрядчиком не выполнены. Работники Подрядчика на Объекте отсутствуют, работы не ведутся, что подтверждается:
- Актом о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту от 10.06.2024 N 1;
- Актом о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту от 24.06.2024 N 2.
Обращения Заказчика с просьбой исполнить в установленный срок принятые обязательства обязательства отставлены подрядчиком без ответа (письмо заказчика от 17.06.2024 исх. N 51-08-22/2237 и от 01.07.2024 исх. N 51-08-22/2398) ...".
В рассмотрении дела представители Общества не явились, документов опровергающих позицию заказчика на рассмотрении не представлено. Рассмотрев позиции сторон, а также представленные в материалы дела документы и сведения, комиссия пришла к следующему выводу: 19.06.2024 г. заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчиком не выявлено обстоятельств, возникших независимо от сторон контракта, препятствующих своевременному началу и окончанию выполнения работ и повлекших невозможность исполнения контракта.
На основании п. 10.2 контракта ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или 2024-11978 4 муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами. Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона). Исходя из материалов дела, а так же условий контракта подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту), и отчитаться о выполненных работах в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом. Из материалов дела следует, что по состоянию на 19.06.2024 г. контракт не исполнен, объективные причины невозможности исполнения контракта в материалах дела отсутствуют. Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона. Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или 2024-11978 5 муниципального контракта (Постановление Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 15-АД19-2 Постановление Верховного суда РФ от 20.03.2020 г. по делу N 44- АД20-3).
Следовательно, применительно к договору подряда существенными являются условия о предмете и сроках выполнения подрядных работ (определение ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6830/12 по делу N А04-1367/2011, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2023 N Ф07-700/2023 по делу N А21-12358/2021).
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44- ФЗ), п. 10.5 Контракта, расторжение Контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В силу п. 2 ст. 715 Гражданского Кодекса РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 2, 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и 95 Федерального закона N44-ФЗ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В 2024-11978 6 случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика от 19.06.2024 г., согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44- ФЗ размещено в единой информационной системе 19.06.2024 года. 19.06.2024 г. данное решение было получено Обществом, согласно информации ЕИС.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 30.07.2024 года решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, Контракт расторгнут. Частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. 2024-11978 7 На рассмотрении дела представителем Общества было указано, на то, что решение о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено не полном объеме (только одна страница решения без резолютивной части), по мнению Общества, это не позволило ознакомиться с мотивированным решением заказчика и устранить нарушения, послужившие основанием для принятия соответствующего решения. Вместе с тем, данное обстоятельство не может рассматриваться как реабилитирующее для Общества и как основание для его не включения в РНП, поскольку ознакомившись с решением Общество не предприняло мер к получению полного текста решения, не направило заказчику письмо о запросе решения, не поставило в его известность. Более того, исходя из хронологии дела, видно, что Обществом на момент принятия решения заказчиком: Работники Подрядчика с февраля 2024 г. по настоящее время на Объекте отсутствуют, работы не ведутся, что подтверждается:
- Актом о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту от 10.06.2024 N 1;
- Актом о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту от 24.06.2024 N 2.
Обращения Заказчика с просьбой исполнить в установленный срок принятые обязательства обязательства отставлены подрядчиком без ответа (письмо заказчика от 17.06.2024 исх. N 51-08-22/2237 и от 01.07.2024 исх. N 51-08-22/2398) Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику 2024-11978 8 (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Действия Общества, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта не предоставлено. Мерой ответственности, установленной Законом N 44-ФЗ в случае нарушения участником закупки взятых на себя обязательств по исполнению контракта, является включение сведений относительно организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую 2024-11978 9 деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления этой деятельности, последствий принимаемых им решений. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 и п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовется. Общество было заранее ознакомлено с требованиями и условиями аукционной документации, в том числе и проекте контракта, что позволяло в полной мере подать и заключить контракт в порядке определенном документацией и действующим законодательством о закупках. Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий. Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом, как
установила
комиссия:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной 2024-11978 10 системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "СК ОРБИТА" (ИНН 5835135945, адрес: 440039, Пензенская область, г. Пенза, ул. Гагарина, стр. 11 П, офис 405) ИНН 583503892389 Генерального директора Тельнова Ильи Валерьевича в связи с неисполнением контракта N 1770989550923003836 "выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 4 а" от 18.12.2023 г. сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля. 2024-11978 11 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: Б.Ш. Карпель П.В. Попова Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-11978 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 7 августа 2024 г. N 026/10/104-1857/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024