На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила)
комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок рекламы Калининградского УФАС России; О.И. Аркадьева - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок рекламы Калининградского УФАС России, при участии представителя победителя - ООО ""Торнадо": Руденко Л.О. (по доверенности); представителя заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области: Кубарская Т.И. (по доверенности), рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи обращение, поступившее от Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (вх. N 6042/24 от 06.08.2024) (далее - заказчик) в отношении ООО "Торнадо" (ИНН 3917031140, 238311, Калининградская область, п. Большое Исаково, ул. Калининградская, д. 37А) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам запроса котировок, предметом которого является ремонт автотранспорта (извещение N 0335100009024000016) (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении Запроса котировок - 25.07.2024.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 383 858,46 рублей.
3) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2024 NИЗК1 по окончании срока подачи заявок на участие в Запросе котировок подано 3 (три) заявки. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 3 (ООО "Торнадо"). Предложение о цене контракта составило 268 700,00 рублей.
4) 02.08.2024 Заказчиком без своей подписи размещен в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС проект контракта для подписания победителем Запроса котировок.
5) 06.08.2024 - Заказчиком опубликован протокол признания участника уклонившимся NППУ20 1 в ЕИС.
6) 06.08.2024 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Торнадо" (вх. N 6042/24 от 06.08.2024) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Представленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановления Правительства РФ 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков), статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части; Заказчик пояснил, 02.08.2024 разместил в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания Победителем, регламентированный срок для подписания Победителем запроса котировок проекта контракта 05.08.2024 до 23:59 (с учетом выходных дней). Как установлено частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. Представитель Заказчика пояснил Комиссии, что в установленные Законом о контрактной системе сроки, контракт Победителям подписан не был, в связи с чем ООО "Торнадо" было признано уклонившимся от подписания контракта. Данный факт Заказчик зафиксировал в протоколе, который разместил в ЕИС (Протокол признания участника уклонившимся от 06.08.2024 NППУ20 1).
На заседании Комиссии представитель Победителя пояснил, что Общество не подписало данный проект контракта в надлежащие сроки в виду того, что ООО "Торнадо" неверно интерпретировало документацию к электронной процедуре и допустило ошибку при подаче своего ценового предложения, что повлекло последствия. При проведении Запроса котировок Заказчик руководствовался частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, согласно которой оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении на участие в закупке и документации о закупке. Так, Заказчик
установил
начальную сумма цен единиц товара, работы, услуги - 133 404 465,34 рублей, а Общество выставило свое ценовое предложение от начальной (максимальной) цены Контракта (383 858,46 рублей). Ценовое предложение от Общества - 268 700 рублей, таким образом снижение по цене составило - 99,8%.
ООО "Торнадо" не может исполнить условия контракта в данном виде, так как это приведет к значительным финансовым потерям и даже банкротству организации. Победитель понимает, что своими действиями доставили Заказчику неудобства и 06.08.2024 направил Заказчику письменное уведомление (исх. NТ-31) о том, что у Общества не было намерений навредить учреждению и что не подписание проекта контракта было вынужденным по причине ошибочности поданного ценового предложения.
На основании изложенного Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет, в том числе:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в том числе уклонившихся от заключения контрактов. По смыслу указанной нормы Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь установления заказчиком факта уклонения подрядчика от заключения контракта, не выявляя иные, связанные с ним обстоятельства. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, которые предполагают его недобросовестное поведение, совершение умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключении контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган исполнительной власти обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Комиссия полагает, что применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о Победителе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта победителем, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных им нарушений, а также учитывать цели деятельности Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям. Рассмотрев представленные документы и материалы, выслушав пояснения ООО "Торнадо", с учетом того обстоятельства, что в действиях Победителя не было злого умысла при уклонении от подписания Контракта, а имелась ошибка в интерпретации уведомления Запроса котировок, вследствие чего было подано неверное ценовое предложение. Обнаружив свою ошибку, Победитель отправил в адрес Заказчика письмо с извинениями и информацией о невозможности со стороны Общества подписать Контракт и взять на себя обязательства по его исполнению (исх. NТ-31 от 06.08.2024).
Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у ООО "Торнадо" умысла на уклонение от заключения контракта. Заказчик на включение в Реестр не настаивал. В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (вх. N 6042/24 от 06.08.2024) в отношении ООО "Торнадо" (ИНН 3917031140, 238311, Калининградская область, п. Большое Исаково, ул. Калининградская, д. 37А), в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Аркадьева О.И. Филатов Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-4354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 августа 2024 г. N 039/10/104-687/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - запрос котировок - электронная торговая площадка - ценовые предложения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024