Резолютивная часть оглашена
13.08.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "СТК СНАБ" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку, расстановка, монтаж и пуско-наладка стерилизаторов по объекту: "Проектирование и строительство здания детской поликлиники на 500 посещений в смену в г.о. Самара по адресу: г. Самара, в границах улиц Н. Панова, Часовой и Ерошевского" (извещение N 0142200001324017719, начальная (максимальная) цена контракта - 5 559 599,36 руб.),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика, Уполномоченного органа, Заявителя (доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе.
Заявитель полагает, что у Заказчика не имелось оснований для указания позиции КТРУ 32.50.50.190-00000064 (стерилизатор паровой для неупакованных изделий) и выбор данной позиции каталога осуществлен исключительно с целью установления дополнительных характеристик, ведущих к ограничению числа участников закупки.
По мнению Заявителя, Заказчик выбрал код ОКПД22 32.50.50.190 исключительно с намерением избежать применения национального режима при проведении закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
В силу части 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 145 при описании объекта закупки Заказчик обязан выбрать позицию КТРУ, соответствующую его потребностям. Отсутствие позиции КТРУ в описании объекта закупки допускается в том случае, если в каталоге нет соответствующей позиции на момент составления документации о закупке.
Согласно пункту 12 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Заказчик, руководствуясь своей потребностью в приобретении стерилизатора для неупакованных медицинских изделий, выбрал единственный имеющийся в каталоге код КТРУ, наименование которого соответствует потребности Заказчика.
Возможность стерилизации материала как в упаковке, так и без упаковки в одном аппарате, свидетельствует лишь об универсальности стерилизационного оборудования, но не препятствует Заказчику проводить стерилизацию неупакованных изделий.
Стерилизация изделий в неупакованном виде приводит к экономии бюджетных средств, так как учреждению не приходится закупать изделия для стерилизации: пакеты для стерилизации одноразового использования; рулоны для стерилизации одноразового использования, индикаторы стерилизации и пр.
Код КТРУ 32.50.50.190-00000064 указан Заказчиком с учетом того, что ему необходим именно стерилизатор для неупакованных изделий.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки.
Таким образом, Заказчик в описании объекта закупки указал функциональные, технические и качественные характеристики, товара в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Позиция о том, что при отсутствии в позиции КТРУ описания товара Заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки также согласуется с позицией Минфина России, выраженной в письме от 24.01.2022 N 24-03-08/4090, в котором указано, что, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
-предусмотренные п. 5 Правил N 145 запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Таким образом, вне зависимости от выбора кода ОКПД, Заказчик был вправе описать свою потребность в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Заказчик выбрал КТРУ 32.50.50.190-00000064, которое по своему описанию не противоречит целям использования закупаемой системы и позволяет использовать необходимые Заказчику требования к товару.
Относительно выбора кода ОКПД2 32.50.50.190, кода КТРУ 32.50.50.190-00000064 в качестве применимых кодов ОКПД 2 содержит следующую информацию:
32.50.12.190: Стерилизаторы хирургические или лабораторные прочие;
32.50.50.190: Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Заказчик имеет право выбрать любой из кодов ОКПД, наиболее соответствующий его потребности.
Стерилизатор, закупаемый Заказчиком, не будет использоваться в хирургии и лаборатории, поэтому Заказчиком выбран код ОКПД 2 32.50.50.190.
Заявителем не представлено доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить поставку товаров в соответствии с указанным в извещении описанием объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Указанная правовая позиция также подтверждается выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.12.2021 N306-ЭС21-25954 по делу А65-29493/2020, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2023 г. по делу N А26-3194/2023.
Поскольку позиция КТРУ 32.50.50.190-00000064, примененная Заказчиком, сформирована на основании кода ОКПД2 32.50.50.190, отсутствующем в Перечне радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением N878 от 10.07.2019 г, то Заказчик не вправе был устанавливать ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Вместе с тем, Заказчиком в соответствии с законом установлены преимущества участия в закупке в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г.
Следовательно, требования законодательства о закупках по установлению ограничений и условий допуска соблюдены.
На участие в закупке подано 2 заявки, 2 допущены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает доводы жалоб необоснованными.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "СТК СНАБ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 августа 2024 г. N 293-11356-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024