Резолютивная часть оглашена
14.08.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "РЕНЕССАНС МЕД" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку шовного материала в наборах для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический кардиологический диспансер им. В.П. Полякова" в 2024-2025 г. (лот 16) (извещение N 0142200001324017763, начальная (максимальная) цена контракта - 40 283 067,88 руб),
в присутствии представителей до и после перерыва: от Заказчика, Уполномоченного органа (доверенности), от заявителя представитель не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство не заявлял,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки, а именно:
Заказчиком неправомерно применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00002444, неправомерно указан код НКМИ 262090, в связи с чем неправомерно не применено Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Указанные товары по позициям описания объекта закупки не являются наборами, так как состоят из одного медицинского изделия.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчику требуется: Набор для наложения швов, не содержащий лекарственные средства: КТРУ: 32.50.50.190-00002444, ОКПД2: 32.50.50.190, НКМИ: 262090
код КТРУ 32.50.50.190-00002444 "Набор для наложения швов, не содержащий лекарственные средства" содержит значения характеристики "Комплект", изменяемой заказчиком (множественный выбор), такие как:
- степлер линейный для накладывания одинарного ряда скобок на кожу (малые скобы);
- степлер линейный для накладывания одинарного ряда скобок на кожу (средние скобы);
- нить хирургическая плетеная шелковая, окрашенная;
- нить хирургическая плетеная шелковая, окрашенная, с иглами атравматическими;
- проволока хирургическая стальная нержавеющая и другие.
Указанная характеристика "Комплект" является обязательной для применения. Иных характеристик код КТРУ 32.50.50.190-00002444 не содержит.
В справочной информации кода КТРУ 32.50.50.190-00002444 также указано: НКМИ 262090: Набор для наложения швов, не содержащий лекарственные средства. ОКПД2 - 32.50.50.110: Сшивающие аппараты, 21.20.24.120: Шовные материалы, 32.50.50.190:
Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
При подготовке описания объекта закупки Заказчиком был проведен сравнительный анализ технических характеристик набора для наложения швов, не содержащий лекарственные средства разных производителей. При этом, степлер (циркуляр) поставляется в комплекте со скобами, а нить хирургическая плетеная полиэфирная - с иглами.
Из описания объекта закупки наглядно видно, что по каждой позиции включены медицинские изделия для наложения швов.
Каждая позиция содержит набор медицинских изделий, одно из которых выполняет механическую функцию при наложении шва - игла или степлер (циркуляр), а второе изделие фиксирует сшиваемые ткани.
Законом о контрактной системе не регламентированы правила отнесения тех или иных товаров к конкретному коду ОКПД2 или коду КТРУ. Определение кода осуществляется заказчиком самостоятельно путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 или код КТРУ как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей предмета закупки.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки.
Таким образом, Заказчик в описании объекта закупки указал функциональные, технические и качественные характеристики, товара в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки сформировано Заказчиком исходя из повышенной социальной значимости предмета закупки, поскольку закупаемый материал служит для удовлетворения потребности конечных потребителей - пациентов и как следствие влияет на оказание своевременной и квалифицированной медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Указанная правовая позиция также подтверждается выводами Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.12.2021 N306-ЭС21-25954 по делу А65-29493/2020, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2023 г. по делу N А26-3194/2023.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Заявитель явку на рассмотрение жалобы не обеспечил, не представил документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает доводы жалоб необоснованными.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления пяти коммерческих предложений для расчета начальной (максимальной) цены контракта, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум пяти хозяйствующих субъектов поставить товар, предусмотренный аукционной документацией.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Ренессанс Мед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 августа 2024 г. N 295-14839-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024