Резолютивная часть оглашена
15.08.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Департамента градостроительства городского округа Самара (далее - Заказчик) о включении сведений ООО ПИ "БАШТЕХПРОЕКТ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство нежилого (административного) корпуса МАОУ ДОД ДЮЦ "Олимп" (0342300000121001579, начальная (максимальная) цена контракта - 4 750 000,00),
В присутствии представителей: от Общества (паспорт), от Заказчика представитель не подключился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
21.12.2021 Между Департаментом градостроительства городского округа Самара и ООО Проектный институт "БашТехПроект" заключен муниципальный контракт N 211579 на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Строительство нежилого (административного) корпуса МАОУ ДОД ДЮЦ "Олимп".
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик обязуется выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство нежилого (административного) корпуса МАОУ ДОД ДЮЦ "Олимп", согласно муниципальной программе городского округа Самара "Развитие физической культуры и спорта в городском округе Самара" на 2021 - 2025 годы, утверждённой Постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2020 N 1071 (ред. от 14.09.2021) (далее - объект), в соответствии с заданием на выполнение проектных и изыскательских работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в сроки установленные Контрактом и сдать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные Подрядчиком работы и оплатить их на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3. контракта срок выполнения работ по настоящему контракту 8 месяцев согласно календарному плану на выполнение проектных и изыскательских работ (Приложение N 2) с момента заключения настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.4. контракта результатом выполненной работы по контракту является комплект проектной (в том числе отчет по инженерным изысканиям), рабочей и сметной документации, оформленный и согласованный в соответствии с заданием на выполнение проектных и изыскательских работ (Приложение N 1), положительные заключения ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве" по проектной и сметной документации.
Согласно ст. 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу ч. 1 ст. 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Таким образом, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ Заказчик обязан передать Подрядчику исходные данные, без который выполнение работ не представляется возможным.
Подрядчик неоднократно запрашивал исходные данные, которые до настоящего времени Заказчиком не предоставлены:
- технические условия на вынос существующего газопровода из зоны строительства объекта, (письма N 2412 от 01.12.2023, N 2413 от 01.12.2023, N 2481 от 11.12.2023, N2572 от 26.12.2023, 1237 от 19.06.2024);
- технические условия на временное подключение к сетям на период ремонта (письмо N 1292 от 20.06.2023);
- технические условия на временное подключение к сетям электроснабжения от собственников сетей (письмо N 1147 от 05.06.2024);
- технические условия на вывоз или складирование излишков грунта, не загрязненного опасными веществами, образующегося при проведении землеройных работ (письмо N 1120 от 31.05.2024).
- отсутствует согласование архитектурно-планировочных решений, МАФ (письма N 1587 от 07.08.2023, N 1546 от 28.07.2023, N 632.1 от 28.03.2024, N 1144 от 04.06.2024, N2010 от 02.10.2023).
Согласно п. 1 ст. 719 ГК РФ, Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Письмом от 05.07.2024 г. N 1319 Общество уведомило Заказчика о приостановке работ по муниципальному контракту N 211579 21.12.2021 г. до момента предоставления технических условий на вынос существующего газопровода из зоны строительства объекта, на временное подключение к сетям на период ремонта, на временное подключение к сетям электроснабжения от собственников сетей, на вывоз или складирование излишков грунта, не загрязненного опасными веществами, образующегося при проведении землеройных работ, а также согласования архитектурно-планировочных решений, МАФ.
Также Общество просило предоставить технические условия и согласовать архитектурно-планировочных решений, МАФ в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего письма.
Письмом N Д05-01-01/13305-103-1 от 05.07.2024 г. Заказчик сообщил, что технические условия на временное электроснабжение оформляются при проведении строительно-монтажных работ.
Письмом N 1401 от 10.07.2024 г. Подрядчик уведомил Заказчика, что данное утверждение не соответствует действительности, а также повторно сообщил о приостановке работ по муниципальному по основаниям, изложенным в письме N 1319 от 27.06.2024. Также повторно просили предоставить технические условия и согласовать архитектурно-планировочных решений, МАФ в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего письма.
Не смотря на направление в адрес Заказчика указанных писем, предоставления технических условий, согласования архитектурно-планировочных решений не последовало.
Согласно п. 8.2 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Согласно п. 8.4 Контракта, стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 2 ст. 719 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
29.07.2024 Обществом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС.
Согласно и. 19 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 08.08.2024.
Из части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно письменным пояснениям Общества: "Причиной принятия решения об одностороннем отказе явилось непредставление Заказчиком в установленный срок исходных данных, необходимых для выполнения проектных-изыскательских работ, что привело к невозможности выполнения работ в полном объеме. Таким образом, отсутствуют основания для включения ООО ПИ "БашТехПроект."
Комиссией Самарского УФАС установлено, что после получения Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 211579 от 21.12.2021, с его стороны не были устранены нарушения контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (ч. 22 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Кроме того, Заказчик пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представил.
У Комиссии Самарского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях ООО ПИ "БашТехПроект" признаков недобросовестного поведения, которые толкуются в пользу участника закупки.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО ПИ "БашТехПроект" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием 123 заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО ПИ "БашТехПроект"не поступало.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 августа 2024 г. N РНП-63-241
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024