рассмотрев обращение (вх. N 11381/24) МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДК159" (далее также - Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт тротуара р.п. Полазна (N изв. 0356500001424001438).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 05.08.2024 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 07.08.2024 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт тротуара р.п. Полазна. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 109,36 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
08.04.2024 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 11/2024 на ремонт тротуара р.п. Полазна. Цена контракта - 2 549 242,86 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 18.07.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: ремонт тротуара р.п. Полазна (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: 27.04.2024 г. (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 20.06.2024 г.
1.6. Место выполнения работ: в соответствии с техническим заданием
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.5.2. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
Сроки и порядок принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяются в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, установленных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления Подрядчика является 18.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.07.2024 г.
Информация об ООО "ДК159" направлена в адрес Пермского УФАС России 31.07.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В решении об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта отражено следующее.
Согласно п. 1.4. Контракта, срок начала выполнения работ: 27.04.2024 г. (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта) и согласно п 1.5. Контракта, срок окончания выполнения работ: 20.06.2024 г.
30.04.2024 г. комиссией в составе заместителя главы администрации Добрянского городского округа - начальника территориального управления в рабочем поселке Полазна, представителя Заказчика начальника отдела строительного контроля МКУ "УКС" и представителя инициативной группы от населения пгт. Полазна составлен акт осмотра объемов выполняемых работ по Контракту. В результате осмотра выявлено, что Подрядчик на 30.04.2024 г. к выполнению работ не приступил.
07.06.2024 г. комиссией в составе главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства в р.п. Полазна, представителя Заказчика начальника отдела строительного контроля МКУ "УКС" и представителя инициативной группы от населения пгт. Полазна составлен акт осмотра объемов выполняемых работ по Контракту. В результате осмотра выявлено, что Подрядчик на 07.06.2024 г. к выполнению работ не приступил.
15.07.2024 г. в адрес Подрядчика было направлено письмо N 265-01-0l-l1 исх. 346 с требованием приступить к выполнению работ в течение двух рабочих дней и уведомить Заказчика о начале работ в срок до 18.07.2024 г.
18.07.2024 г. комиссией в составе заместителя главы администрации Добрянского городского округа - начальника территориального управления в рабочем поселке Полазна, представителя Заказчика исполняющего обязанности начальника отдела строительного контроля МКУ "УКС" и представителя инициативной группы от населения пгт. Полазна составлен акт осмотра объемов выполняемых работ по Контракту. В результате осмотра выявлено, что Подрядчик на 18.07.2024 г. к выполнению работ не приступил.
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, п. 8.5.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Общество в предоставленных пояснениях сообщает следующее.
В качестве основания для отказа от исполнения контракта в одностороннем порядке Заказчиком в решении указано на то обстоятельство, что Подрядчик не приступил к выполнению работ.
В то же время следует учитывать, что ООО "ДК159" не имело возможности приступить к выполнению работ на объекте по причине несоответствия объекта, на котором должны были выполняться работы, а также состава и объема требуемых к выполнению работ, требованиям контракта и технической документации.
При совместном осмотре объекта с представителем Заказчика, в апреле 2024 г., до начала выполнения работ, было выявлено, что состав работ в Техническом задании к настоящему Контракту, значительно отличается от фактически предстоящих выполнению, так как фактически тротуар, который подлежал ремонту, отсутствует, дорога находится под значительным уклоном и на самом деле заказчику необходимо обустройство ступеней и выполнение нового строительства, а не ремонт тротуара.
При этом после проведенной встречи ООО "ДК159" в связи с указанными обстоятельствами, не зависящими от ООО "ДК159", и в целях исполнения своих обязательств по Контракту ООО неоднократно направляло Заказчику письма (исх. N6 от 05.05.24 г., N7 от 13.05.24 г., N8 от 24.05.24 г., N9 от 31.05.24 г., N13 от 21.06.24 г.) с запросами на предоставление документации для производства работ на объекте.
Более того, Подрядчиком в адрес Заказчика была направлена геодезическая съемка, которая была выполнена по просьбе Заказчика за счет Подрядчика, и которая позволяла Заказчику подготовить иные соответствующие фактическому положению дел технические условия выполнения работ. Однако даже после этого Заказчиком ничего сделано не было.
Вместе с тем, МКУ "Управление капитального строительства" по Добрянскому городскому округу никаких действий, направленных на предоставление документации для производства работ на объекте (с учетом его несоответствия размещенной документации) и на предоставление ООО "ДК159" возможности приступить к производству работ не совершило.
При этом, на запросы Подрядчика Заказчик ответов не предоставил.
В связи с этим, ООО "ДК159" по независящим от него причинам и при отсутствии виновного бездействия не имело возможности приступить к исполнению положений Контракта.
В подтверждение своей позиции, ООО "ДК159" предоставило в адрес Комиссии переписку в полном объёме, включая все вышеперечисленные документы, фотосъёмку и видеосъемку объекта работ, а также иные документы, необходимые Комиссии для тщательного и всестороннего рассмотрения данного обращения.
Комиссия сообщает, что исходя из информации, предоставленной Обществом, в том числе исходя из содержания предоставленной ООО "ДК159" фотосъёмки и видеосъемки, можно сделать вывод о том, что на объекте выполнения работ какой-либо тротуар, который необходимо отремонтировать, отсутствует.
Вместе с тем, согласно положениям приложений к извещению, Контракт предполагает именно Восстановление тротуарной дорожки.
Комиссия обращает внимание на то, что позиция Общества относительно проблем взаимодействия с Заказчиком при попытке исполнения положений Контракта, соответствует действительности.
На основании вышеописанного, исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений Заказчика и Общества, а также предоставленных документов, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО "ДК159" были направлены на исполнение положений Контракта, однако, ввиду определенных проблем во взаимодействии с Заказчиком, Контракт не удалось исполнить.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "ДК159", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ДК159" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ДК159" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 августа 2024 г. N РНП-59-309
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024