на основании доверенности),
в отсутствие представителя ГБУЗ ПК "Краевая клиническая стоматологическая поликлиника" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение (вх.N 11413/24) ГБУЗ ПК "Краевая клиническая стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Виноградовой К.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных, текстурированных для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (изв.N 0356500003523000072),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500003523000072 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных, текстурированных для нужд ГБУЗ ПК "ККСП". Начальная (максимальная) цена контракта - 988 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 02.08.2024 исх.N 8153/24) рассмотрение обращения было назначено на 06.08.2024 в 15:00 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 07.08.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 2590505945824000002 11.01.2024 г. между Заказчиком и ИП Виноградовой К.А. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, неопудренных, нестерильных, текстурированных для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (далее - Контракт). Цена контракта - 533 520,00 руб.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 19.07.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 12 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в пункте 1.3. Контракта установлено, что количество, наименование и страна происхождения поставляемого товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), требования к поставляемому товару установлены Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта. В пункте 1.4. Контракта установлен срок начала поставки товара: 01.о2,2024 (срок начала поставки товара не может быть ранее даты заключения Контракта). В пункте 1.5. Контракта установлен срок окончания поставки товара: ЗО.О6,2024 г. Согласно пункту 1.6 Контракта поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 20 рабочих дней с даты направления заявки. Заявка направляется Заказчиком на адрес электронной почты Поставщика. 20.05.2024 г. Заказчиком была сделана заявка N З в письменной форме на поставку перчаток в количестве: размер XS - 21 000 пар, размер S - 20 000 пар, размер М - 3 000 пар, размер L - 10 000 пар. Поставка товара по заявке должна была быть произведена в срок по 18.06.2024 включительно. 28.06.2024 Поставщиком по заявке N 3 была произведена поставка перчаток в количестве: размер S - 20 000 пар, размер М - 3 000 пар, размер L - 10 000 пар, что подтверждается документом о приемке - универсальный передаточный документ N 10 от 01.07.2024 г. испр. N l от 02.07.2024. Поставщиком по заявке N З не поставлен товар: перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные размер XS - 21 000 пар; перчатки в количестве: размер S-20000 пар, размер М-3000 пар, размер L-10000 пар, на сумму 231 660 руб., поставлены с нарушением срока поставки, просрочка составила 10 дней. 28.06.2024 г. Поставщик разместив в единой информационной системе в сфере закупок письмо, в котором указал, о невозможности поставить товар перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные размер XS в связи с его отсутствие на складе поставщика. Так как причины недопоставки перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильньж размер XS - 21 000 пар, указанные в письме Поставщика от 28,06,2021. не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, а товар необходим для осуществления медицинской деятельности основного уставного вида деятельности Заказчика, Заказчик потребовал в разумный срок, поставить товар. По состоянию на l8.07.2024 товар (перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные размер XS> в количестве 21 000 пар Заказчику не поступил. Таким образом, Заказчику Поставщиком не поставлен товар на общую сумму l47 420 руб.
Поскольку на 19.07.2024 г. поставка недостающего товара не осуществлена, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 19.07.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 2590505945824000002 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 19.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.07.2024 г. Информация об ИП Виноградовой К.А. была направлена в адрес Пермского УФАС России 31.07.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Поставщика указал, что в целях исполнения условий Контракта Поставщиком в адрес Заказчика были направлены следующие товары и их количество:
1) перчатки размера S - 20 000 пар;
2) перчатки размера М - 20 000 пар;
3) перчатки размера L - 15 000 пар.
Поставленный товар на общую сумму 386 100,00 руб. был принят Заказчиком в полном объеме, о чем был составлен документ о приемке, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок.
Относительно не поставки перчаток размера XS представитель Поставщика указал, что от официального дистрибьютера АО "КРИЗ" Поставщиком, с целью подачи заявки, была получена информация о конкретных характеристиках перчаток, которые были перечислены в извещении о проведении аукциона и включены в заявку Поставщика, в том числе по изделию "перчатки размером XS", что подтверждалось, в том числе, регистрационным удостоверением от 08.12.2022 г. NРЗН2022/19068. После признания Поставщика победителем аукциона продукция была закуплена у контрагента в полном объеме. В результате осмотра поставленной продукции было установлено, что вместо перчаток с размером XS контрагент поставил размер S. По вопросу выявленных расхождений был направлен запрос в адрес контрагента о причинах поставки товара с иными характеристиками. От официального дистрибьютера завода-производителя АО "КРИЗ" поступил ответ, согласно которому перчатки размером XS сняты с производства. также контрагентом было сообщено, что размеры перчаток S соответствуют размерам XS, указанным в Контракте, а также ГОСТ. В связи с чем, 27.05.2024 г. в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой принять перчатки с маркировок размера S по позиции XS, либо же заменить на любой из доступных размеров S, M или L в любой пропорции согласно требуемую объему. Однако Заказчик ответил, что будет принимать перчатки строго в соответствии с требованиями Контракта, в котором замена размера не допускается. Заказчик также просил предоставить письмо о невозможности поставить размер XS (письмо было загружено в единую информационную систему в сфере закупок). После чего Поставщиком были направлены запросы другим поставщикам о наличии остатков товаров на складе. На что также были получены ответы об отсутствии перчаток. Перчатки размером XS АО "КРИЗ" не могли быть поставлены по объективным причинам, не зависящим от Поставщика, о чем Заказчик был заблаговременно проинформирован. 22.07.2024 г. Заказчику было предложено рассмотреть вариант поставки размера XS другого бренда ООО "Грундлаге" (РУ от 22.04.2021 NРЗН2021/14066 с улучшенной характеристикой (перчатки опудренные, то есть с высокой степенью антибактериальности).
Как отметил представитель Поставщика в ходе заседания Комиссии, Поставщик был не вправе осуществить поставку без согласования с Заказчиком, так как существовали риски утраты или порчи товара, без соответствующего хранения. Поставщик действуя от своего имени и в своих интересах и не вправе подвергать себя и свое имущество заведомо необоснованным рискам, то есть привозить товар в случае, если Заказчик заранее отказывается от приемки такого товара. 23.07.2024 г. Заказчик запросил письмо со сравнительной характеристикой, так же регистрационное удостоверение и выписку. 25.07.2024 г. в адрес Заказчика направлено предложение по замене перчаток, технический паспорт на медицинское изделие, регистрационное удостоверение и выписка. 29.07.2024 г. от Заказчика поступил вопрос о том, почему в паспорте медицинского изделия характеристика длина указана "не менее 220 мм" и что длину менее 230 см Заказчик не будет принимать, запросили фото перчатки с линейкой. 29.07.2024 г. Заказчику было разъяснено, что по ГОСТ длина должна быть указана "не менее 220 см". Заказчику в письме было указано, что Поставщик намерен выполнить условия Контракта, то есть обеспечить поставку перчаток, в связи с чем Поставщик попросил оперативно согласовать замену бренда и отменить решение о расторжении. 29.07.2024 Поставщик предоставил Заказчику фотографию с перчаткой и линейкой. После чего Заказчик просил указать сроки поставки. Заказчик был проинформирован, что перчатки с учетом изготовления будут поставлены в срок - неделя. Вместе с тем, в срок до 29.07.2024 г. Заказчик так и не мотивировал по каким причинам он отказывается принимать предложенный товар.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В адрес Комиссии была представлены скриншот переписки Поставщика с контрагентом, в которых контрагент указывает на невозможность поставки перчаток размером XS. Также Комиссией приняты во внимание тот факт, что Поставщиком осуществлена поставка товара на сумму 386 100,00 руб., что составляет 72,37 % от общей суммы Контракта. Поставленный товар принят и оплачен со стороны Заказчика.
Исходя из содержания указанных документов Комиссия пришла к выводу, что Поставщик от исполнения к Контракта не отказывался, был намерен его исполнить в случае предоставления Заказчиком поставки на разумного срока поставки с учетом поломки транспортных средств.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. а п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" п. 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
1) принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
2) надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Виноградовой К.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Виноградовой К.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 августа 2024 г. N РНП-59-307
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024