рассмотрев обращение (вх. N 11482/24) Управления благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "КОМФОРТНАЯ СРЕДА" (далее также - Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на обустройство спортивно-игровой площадки "Счастливое детство" (N изв. 0356500001424002350).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 06.08.2024 г., в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 08.08.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на обустройство спортивно-игровой площадки "Счастливое детство". Начальная (максимальная) цена контракта - 3 469 960,30 руб.
02.05.2024 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 24002350 на обустройство спортивно-игровой площадки "Счастливое детство" на сумму 2 671 869,50 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 19.07.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предмет Контракта: обустройство спортивно-игровой площадки "Счастливое детство" (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: 30.05.2024 г. (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 30.06.2024 г.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.3. Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
10.4. В случае принятия одной из сторон Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение Контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 19.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.07.2024 г.
Обращение о включении сведений об ООО "Комфортная среда" направлено в адрес пермского УФАС России 01.08.2024.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
В соответствии с п. 1.5. Контракта конечный срок выполнения работ до 30.06.2024 г.
На основании п. 4.4.1. Контракта, Подрядчик обязан своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
По состоянию на 18.07.2024 г., работы на объекте не организованы, работники отсутствуют, в целом работы на объекте не завершены.
Заказчиком также представлен расчет процентов выполненных работ по Контракту:
|
Наименование работ |
ед. изм. |
план |
факт |
% выполнения |
1 |
Устройство покрытий бесшовных толщиной 5 мм: эпоксидно-каучуковых |
м2 |
280 |
220 |
Выполнено 78% |
2 |
Планировка площадей бульдозерами мощностью: 79 кВт (108 л.с.) |
м2 |
800 |
375 |
Выполнено 47% |
3 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песка |
м3 |
240 |
112,5 |
Выполнено 46% |
4 |
Демонтаж оборудования детской площадки (прим.) |
т |
0,7 |
0,7 |
Выполнено 100% |
5-6 |
Вывоз мусора |
т |
0,7 |
0 |
Выполнено 0% |
7 |
Стойка баскетбольная (в том числе монтаж) |
шт |
2 |
0 |
Выполнено 0% |
8 |
Баскетбольный щит (в том числе монтаж) |
шт |
2 |
0 |
Выполнено 0% |
9 |
Кольцо баскетбольное (в том числе монтаж) |
шт |
2 |
0 |
Выполнено 0% |
10 |
Шведская стенка с турниками (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
11 |
Шведская стенка с брусьями (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
12 |
Качель гнездо (в том числе монтаж) |
шт |
2 |
0 |
Выполнено 0% |
13 |
Карусель (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
14 |
Качалка- балансир (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
15 |
Игровой комплекс (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
16 |
Двойная качель (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
17 |
Столик детский (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
18 |
Песочница (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
19 |
Скамья (в том числе монтаж) |
шт |
3 |
0 |
Выполнено 0% |
20 |
Стенд (в том числе монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
21 |
Урна (в том числе монтаж) |
шт |
3 |
0 |
Выполнено 0% |
22 |
Ограждение (в том числе монтаж) |
шт |
59 |
0 |
Выполнено 0% |
23 |
Видеонаблюдение (в том числе доставка, монтаж) |
шт |
1 |
0 |
Выполнено 0% |
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на добросовестность Подрядчика. При подписании Контракта Подрядчик был ознакомлен со всеми его условиями и согласился их исполнять надлежащим образом. Затягивание Подрядчиком сроков приводит к негативным последствиям для Заказчика.
На основании указанного, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил в адрес Комиссии переписку с Обществом в полном объёме, акт сдачи-приёмки выполненных работ со множеством замечаний, а также фото подтверждение не исполнения работ в полном объёме.
Также Заказчик предоставил в адрес Комиссии письменные пояснения, в которых указал следующее.
Выполнение работ на объекте, предусмотренных Контрактом N 24002350, находилось под постоянным контролем заказчика, вместе с тем Подрядчик постоянно, начиная с момента заключения Контрактов, нарушал условия муниципального контракта. Подрядчик нарушил сроки начала выполнения работ на объекте, нарушив пункт 1.4 Контракта. О чём был уведомлен претензией N 176/02-10 от 31.05.2024 о ненадлежащем исполнении Контракта с решением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
В ответ на уведомление, Подрядчиком было направлено письмо N 54 от 13.06.2024 о начале работ по Контракту.
На основании указанного письма Подрядчика, Заказчик 17.06.2024 отозвал свое решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта письмом N 663/02-09 от 17.06.2024.
По истечению сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, 03.07.2024 г. был организован комиссионный осмотр состояния детской площадки по Контракту N 24002350. По итогам комиссионного осмотра был составлен Акты от 03.07.2024 г. о недостатках выполненных работ. Указанный акт были направлен Подрядчику с требованием устранить все замечания по контракту в срок до 08.07.2024 г. Подрядчик, в ответном письме N б/н от 05.07.2024 г. гарантировал завершение работ в срок до 16.07.2024 г. После истечения указанного в письме срока Подрядчика N б/н от 05.07.2024, 17.07.2024 был организован комиссионный осмотр состояния детской площадки по Контракту N 24002350. По результатам осмотра 17.07.2024 г. был составлен Акты с указанием всех нарушений на объекте.
Учитывая то, что подрядчик допустил значительную просрочку исполнения обязательств по Контракту N 24002350, Управление благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа Пермского края приняло решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта. Уведомление от 19.07.2024 года о решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 24002350, с приложением акта направлены Подрядчику. В соответствии с действующим законодательством принятые решения в тот же день размещены в Единой информационной системе. Решением Подрядчику разъяснено, что, если в 10-дневный срок после его принятия будут устранены нарушения, послужившие основанием для его принятия, данное решение будет отменено.
В ответ на Уведомление от 19.07.2024 года, Подрядчик направил письмо N84 от 29.07.2024 г., с уведомлением Управления благоустройства и дорожной деятельности администрации Чусовского городского округа Пермского края о завершении работ по Контракту N 24002350. На основании указанного письма, Заказчиком 30.07.2024 года был произведен комиссионный осмотр выполнения работ по Контракту N 24002350.
По итогам комиссионного осмотра детской игровой площадки были выявлены нарушения и составлен акт осмотра объектов от 30.07.2024 с фиксацией текущего состояния работ по состоянию на 30.07.2024 г. Даже с учетом трёхкратного переноса сроков выполнения работ, Подрядчик предусмотренные Контрактом N 24002350 работы не выполнил.
Обществом в адрес Комиссии направлены письменные пояснения, в которых ООО "Комфортная среда" обращает внимание на следующее.
ООО "Комфортная среда" приступило к работам 12.06.2024 г., однако ввиду погодных условий производство работ на площадке было приостановлено, о чем Заказчик был уведомлен в устной форме. ООО "Комфортная среда" не отрицает, что допустило просрочку исполнения своих обязательств по договору, однако данная ситуация возникла не по вине исполнителя.
29.07.2024 г. ООО "Комфортная среда" разместило в единой информационной системе уведомление о завершении работ на площадке по Контракту, а также попросило создать приемочную комиссию на 02.08.2024 г.
Однако, Заказчик о создании приемочной комиссии ООО "Комфортная среда" не уведомил, приемочную комиссию не создал, Контракт расторг, направив уведомление об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта 19.07.2024 г. В связи с этим Заказчику направлена досудебная претензия.
ООО "Комфортная среда" не имело желаний и намерений не выполнять условия Контракта, работы завершило, в связи с чем в его действиях отсутствует признак умышленного виновного уклонения от исполнения контракта.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Комфортная среда" нарушило условия исполнения Контракта.
В частности, согласно материалам, размещенным в ЕИС, а также пояснениям Заказчика, ранее Заказчиком уже было принято решение об одностороннем отказе N 183/02-10 от 04.06.2024 г.
Вместе с тем, 18.06.2024 г. в ЕИС было размещено извещение об отмене решения об одностороннем отказе N 183/02-10 от 18.06.2024 г.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно материалам вышеуказанных односторонних отказов, решение об одностороннем отказе N 270/02-10 от 19.07.2024 было принято по тем же основаниям, что и ранее отменённое решение об одностороннем отказе N 183/02-10 от 04.06.2024 г.
Однако, согласно пояснениям Заказчика и приложениям к этим пояснениям, Общество, не смотря на ранее-заявлявшийся Заказчиком односторонний отказ от исполнения Контракта, так и не исполнило требуемые работы в полном объёме в соответствии с положениями Контракта.
Вместе с тем, согласно положениям Контракта, сроком окончания выполнения работ является 30.06.2024 г.
Относительно довода Общества о том, что Заказчик о создании приемочной комиссии ООО "Комфортная среда" не уведомил, приемочную комиссию не создал, Комиссия поясняет, что в соответствии с п. 3.5. Контракта, приемка результатов отдельного этапа исполнения Контракта (при поэтапном исполнении Контракта), а также выполненной работы осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается Заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком), либо Подрядчику в те же сроки Заказчиком направляется мотивированный отказ от подписания такого документа.
На основании указанного положения Контракта, а также иных его положений, можно сделать однозначный вывод о том, что приемка выполненной работы может осуществляться в том числе Заказчиком.
Иных доказательств, свидетельствующих о том ООО "Комфортная среда" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту, Подрядчиком не предоставлено
Стоит отметить, что ООО "Комфортная среда" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Комфортная среда" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Комфортная среда" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "Комфортная среда" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилась со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
ООО "Комфортная среда" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с обустройством спортивно-игровой площадки "Счастливое детство".
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Комфортная среда" (614064, Пермский край, Пермь г, Льва Шатрова ул, дом 2, офис отдельный вход, 1 эт., ИНН 5904382507) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Комфортная среда" Котел Максиме Владиславовиче (ИНН 590620188240) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Комфортная среда", о генеральном директоре ООО "Комфортная среда" Котел Максиме Владиславовиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 августа 2024 г. N РНП-59-323
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024