рассмотрев обращение (вх. N 11649/24) Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Арис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по восстановлению отопления здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67 (N изв. 0356500001423006072).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 12.08.2024 г., в 16:00 ч.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было перенесено на 13.08.2024 г., на 13:30 ч.
В ходе заседания Комиссией был объявлен перерыв до 13.08.2024 г., до 17:00 ч., с целью принятия решения.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по восстановлению отопления здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67. Начальная (максимальная) цена контракта - 930 738,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о закупках), установлено следующее.
15.12.2024 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0356500001423006072 на выполнение работ по восстановлению отопления здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67.
В связи с невыполнением условий контракта, 25.07.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта.
1.1. Предмет Контракта: выполнение работ по восстановлению отопления здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67 (далее - работа).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.4. Срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
1.5. Срок окончания выполнения работ: 15 рабочих дней c даты заключения Контракта
1.6. Место выполнения работ: в соответствии с условиями муниципального контракта и технического задания.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. не предоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
8.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
Сроки и порядок принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяются в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, установленных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления Подрядчика является 25.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.08.2024 г.
Информация об ООО "Арис" направлена в адрес Пермского УФАС России 06.08.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В решении об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта отражено следующее.
Датой заключения Контракта является 15.12.2023 г.
Согласно п. 1.5. Контракта, срок окончания выполнения работ: 15 рабочих дней c даты заключения Контракта.
Вместе с тем, по состоянию на 23.07.2024 г. работы по восстановлению отопления здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67 не выполнены, система отопления здания не восстановлена.
На основании указанного обстоятельства, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подрядчик считает односторонний отказ от исполнения Контракта незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Заказчиком при принятии решения неправильно определён срок окончания работ по Контракту, не учтены условия Контракта - пункт 10.2 Контракта, согласно которому срок окончания исполнения Контракта - 42 рабочих дня c даты заключения Контракта, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
Также Заказчиком при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. не были учтены следующие значимые обстоятельства:
1) направление письмо Подрядчика от 11.01.2024 г., направленное в адрес Заказчика о приостановлении работ по Контракту;
2) направление в адрес Подрядчика подписанного письма Заказчика от 06.02.2024 г. исх. 18-01-10-70 "О приостановке работ".
3) кроме того, в отношении данного объекта Заказчиком и Подрядчиком был заключён второй муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ по восстановлению системы отопления в подвале здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница", расположенной по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67.
Общество обращает внимание на то, что вышеуказанный контракт был заключен с целью выполнения дополнительных работ, которые не были предусмотрены Контрактом.
Также Общество отдельно акцентирует внимание на том, что без выполнения работ, предусмотренных вышеуказанным контрактом, невозможно выполнение в полном объёме и в надлежащем виде всех положений Контракта.
Кроме того, Общество поясняет, что справка о стоимости выполненных работ и затрат от 06.06.2024 г. на сумму 713 232,92 руб. (по форме КС-3), и акт о приёмке выполненных работ от 06.06.2024 г., которые были направлены Подрядчиком в адрес Заказчика, последним не были подписаны с отказом, изложенным в письме от 21.06.2024 г. исх.N 242- 18-01-11-4921 "О невозможности приёмки выполненных работ".
В причинах отказа в подписании акта выполненных работ по Контракту Заказчик указал следующее:
1) в нарушении пункта 6.4 Контракта Подрядчик не предоставил Заказчику обеспечительные гарантийных обязательств;
2) в результате осмотра 31.05.2024 г. специалистами Заказчика обнаружено отсутствие чугунных и биметаллических радиаторов отопления с подвала, 1, 2 и З этажа.
ООО "АРИС" письмом от 26.06.2024 г. исх N 7/2024 был дан ответ в отношении вышеуказанного отказа Заказчика, в котором Общество обращает внимание на то, что недостатки, на которые ссылается Заказчик, произошли по независящим от Подрядчика причинам, так как в данном случае имело место хищение имущества на охраняемом объекте, о котором Заказчику было известно 13.05.2024 г.
Вместе с этим, Общество сообщает, что Подрядчик исполнил значительную часть положений Контракта и был готов исполнить положения Контракта в полном объёме.
В подтверждение своей позиции, Подрядчик предоставил в адрес Комиссии акты об исполненных работах по форме КС-2 и КС-3, а также Контракт N 26.03-24 от 27.03.2024 г. на выполнение работ по восстановлению системы отопления в подвале здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница", расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, Советский проспект, 67
Комиссия принимает во внимание позицию Общества, согласно которой работы в соответствии с положениями Контракта выполнялись, а также то, что во исполнения Контракта был заключен и исполнялся контракт N 26.03-24 от 27.03.2024 г., что свидетельствует о том, что действия Общества были направлены на исполнение положений Контракта, однако, его исполнение в полном объёме оказалось невозможным ввиду причин, на которые Общество было не в силах повлиять.
Также Комиссия приходит к выводу о том, что между сторонами Контракта возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссия также сообщает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "АРИС" исполнило 7 государственных контрактов.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "АРИС", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "АРИС" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "АРИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 августа 2024 г. N РНП-59-328
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024