Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 11651/24) МБОУ "ВОК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НСТ" (далее - Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на благоустройство территории МБОУ "ВОК" СП Бородулинская школа по адресу: 617100, Пермский край, Верещагинский городской округ, п. Бородулино, ул. 1 Мая, д.29 (N изв. 0356500001424002888) (далее - Извещение).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 12.08.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 13.08.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно Извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на благоустройство территории МБОУ "ВОК" СП Бородулинская школа по адресу: 617100, Пермский край, Верещагинский городской округ, п. Бородулино, ул. 1 Мая, д. 29. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 975 104,11 руб.
23.05.2024 г. между Заказчиком и Обществом был заключен гражданско-правовой договор N 219 на благоустройство территории МБОУ "ВОК" СП Бородулинская школа по адресу: 617100, Пермский край, Верещагинский район, п. Бородулино, ул. 1 Мая, д. 29 на сумму 2 990 830,17 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, предметом Контракта является благоустройство территории МБОУ "ВОК" СП Бородулинская школа по адресу: 617100, Пермский край, Верещагинский район, п. Бородулино, ул. 1 Мая, д.29 (далее - работа).
В соответствии с п. 1.2 Контракта, подрядчик обязуется выполнить работу, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 1.3 Контракта, объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с п. 1.4 Контракта, срок начала выполнения работ: 25.06.2024 г. (срок начала выполнения работ не может быть ранее даты заключения Контракта).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ, к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В п. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
Согласно п. 8.3 Контракта, Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Из решения об одностороннем отказе следует, что Общество не выполнило свои обязательства в установленные Контрактом сроки.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 24.07.2024 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 24.07.2024 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.08.2024 г.
Информация об ООО "НСТ" была направлена в адрес Пермского УФАС России 06.08.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
ООО "НСТ" на момент принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта не приступило к выполнению работ. При этом Заказчик МБОУ "ВОК" неоднократно уведомлял подрядчика о нарушении сроков, предусмотренных Контрактом. Начиная с 28.05.2024 г. по 02.07.2024 г. МБОУ "ВОК" провел претензионную работу по устранению нарушений условий контракта со стороны Подрядчика. Вместе с тем, 16.07.2024 г. претензия была направлена в адрес Подрядчика с использованием Единой информационной системы в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
В соответствии с положениями п. 9.3 Контракта, подрядчик не позднее 24.07.2024 г. должен был дать ответ в адрес Заказчика по существу.
Однако, по состоянию на 24.07.2024 г. ответ от Подрядчика не поступил.
Таким образом, со стороны Подрядчика имело место нарушение существенных условий Контракта, а именно ООО "НСТ" не приступил к выполнению работ и не предоставил ответ по существу о причинах неисполнения контракта.
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения обязательств, предусмотренное п. 8.6 Контракта, принимает решение о расторжении настоящего Контракта в одностороннем порядке
Таким образом, положения контракта Обществом выполнены не были.
В связи с указанными обстоятельствами, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
Представители ООО "НСТ" письменных пояснений в адрес Комиссии Пермского УФАС России не направили.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "НСТ" не представило.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, ООО "НСТ" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту также представлено не было.
В ходе рассмотрения обращения о включении Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией Пермского УФАС России также было установлено следующее:
28.05.2024 г. Заказчиком в адрес Общества было направлено письмо N 431 о необходимости организации и выборе даты онлайн-трансляции совместно с учредителем для предоставления графика выполнения работ, а также копии приказа об ответственных лицах не объекте.
25.06.2024 г. Заказчиком в адрес Общества было направлено уведомление N 528 в связи с необходимостью уведомления Заказчика о причине нарушения условий Контракта. Вместе с тем, начиная с 26.06.2024 г. Заказчик обязан вести претензионную переписку в единой информационной системе, в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств.
Уведомлением от 02.07.2024 г. N 554, Заказчик сообщил Обществу о нарушении существенных условий Контракта и необходимости дать ответ по существу в течение 14 дней с даты получения настоящего уведомления.
Между тем, из представленных материалов дела, Комиссией Пермского УФАС России было установлено, что в соответствии с платежным поручением N 19498 от 20.06.2024 г., Заказчиком в пользу Общества был произведен авансовый платеж в сумме 897 249,05 рублей.
Уведомлением от 18.07.2024 г. N 611 Заказчик сообщил Обществу о необходимости вернуть авансовый платеж в сумме 897 249,05 рублей в срок до 25.07.2024 г.
Однако, в адрес Заказчика ответа на вышеперечисленные требования со стороны Общества отправлено не было.
В связи с вышеизложенной информацией, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "НСТ" нарушило условия исполнения Контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, информация об Обществе уже включена в РНП 4 раза.
Стоит отметить, что ООО "НСТ" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "НСТ" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "НСТ" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "НСТ" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
ООО "НСТ" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с благоустройством территории МБОУ "ВОК" СП Бородулинская школа по адресу: 617100, Пермский край, Верещагинский городской округ, п. Бородулино, ул. 1 Мая, д. 29.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "НСТ" (610006, Кировская область, г.о. Киров, ул. Северное Кольцо, д. 26, офис 5, ИНН 4345528776) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Тимофее Александровиче (ИНН 434596542631) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "НСТ", о генеральном директоре ООО "НСТ" Ясько Тимофее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 августа 2024 г. N РНП-59-325
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024