Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Врио заместителя руководителя, М.А. Грицай, члены Комиссии - государственный инспектор, В.С. Гамазина, специалист-эксперт, Е.С. Суслина (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Шерстнева А.А. на действия заказчика - ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильных шин (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Шерстнева А.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319100001324000082.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
До начала заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, ФГКУ "Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" проинформировал Красноярское УФАС России о том, что не имеет возможности направить своего представителя для участия в рассмотрении жалобы. От подателя жалобы никакой информации не поступало.
Жалоба была рассмотрено 09.08.2024 года в 10 часов 30 минут (по местному времени) в отсутствии сторон.
В содержании жалобы указано на то, что, при составлении извещения на проведении электронного аукциона, заказчиком не применены нормы п.б, ч. 3 Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее Постановление N 616).
В адрес Красноярского УФАС России заказчик представил письменные пояснения, в которых заказчик с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик формирует извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пункты 3-4 статьи 14 Закона о контрактной системе устанавливает случаи при которых запрет и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановление N 616, регламентирует случаи когда запреты при составлении извещения не устанавливаются.
Так, в соответствии с пунктом "б", части 3 Постановления N 616, запреты и ограничения не устанавливается в случае если, стоимость закупки одной единицы товара, не превышает 300 тыс. рублей, и суммарная закупка совокупности таких товаров, составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 перечня).
Проанализировав перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила что шины, покрышки и камеры резиновые новые, находятся в пункте 14, следовательно не относится к исключениям, поэтому запреты и ограничения при формировании закупки в данном случае не устанавливаются.
Согласно протоколу N 75-ЭА подведение итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), стоимость начальной максимальной цены контракта, составляет 690 542,00 руб., что подтверждает факт того, что при формировании извещения на проведение электронного аукциона на поставку автомобильных шин, запреты и ограничения не устанавливаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закон о контрактной системе в случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения о проведении электронного аукциона заказчик, в рассматриваемом случае, руководствуясь приведенными нормами, не должен устанавливать ограничения и запреты, но при этом, должен обосновать наличие обстоятельств которые позволяют заказчику не устанавливать их.
Проанализировав структурированную часть извещения в ЕИС, Комиссия пришла к выводу, о том, что в части описания преимуществ и требований к участникам закупки, заказчик отметил о присутствии обстоятельств допускающих исключение из установленных запретов и ограничений, но не обосновал наличие таких обстоятельств, вместе с тем обязан был это сделать в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссия проанализировала требования установленные для участия в электронном аукционе (требования к содержанию, составу заявки) и пришла к выводу, о том, что заказчик не требует от участников, предоставления документов подтверждающих соответствия установленным ограничениям и запретам, но при этом, не обосновывает присутствие основания, которое допускает исключение из установленных запретов и ограничений.
Таким образом, указанное нарушение может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку имеет двоякий смысл и оказывает существенное влияние на принцип открытости и прозрачности, который предусматривает полную и достоверную информацию при формировании извещения на осуществление закупки.
Поэтому Комиссия установила необходимость выдать заказчику предписание об устранении указанного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, рассматриваемые действия заказчика нарушают требования, установленные пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также требования установленные в части 3 статьи 14 Закон о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Шерстнева А.А. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и части 3 статьи 14 Закон о контрактной системе.
3. В целях устранения допущенного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, прав и законных интересов участников закупки выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии В.С. Гамазина
Е.С. Суслина
Исп.Гамазина В.С.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 августа 2024 г. N 024/06/106-2446/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024