Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии:
- представителей КОГБУЗ "КОКБ", по доверенности;
- представителя ИП, по доверенности;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "КОКБ" о включении сведений об ИП (далее - Поставщик, ИП) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
06.08.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы департамента городского хозяйства администрации города Кирова о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов для автоматического гематологического анализатора "Sysmex XN 1000" (закрытая система) (извещение N N 0340200003323017767).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 12.08.2024 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Поставщика, поскольку поставка товара была осуществлена в соответствии с условиями контракта, но Заказчик обнаружил несоответствие товара и направил претензии. Акт о несоответствии товара был подписан только одним лицом, что противоречит условиям контракта. Указывает, что предоставил документы, подтверждающие соответствие товара условиям контракта, и указал на необоснованность претензий. Считает, что Заказчик имел право принять товар в установленный срок, но не сделал этого, что привело к наложению обеспечительных мер. Сообщает, что Заказчик нарушил условия контракта, не выполнив обязательства по приемке и претензионной переписке, что привело к одностороннему отказу Поставщика от исполнения контракта. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представители Заказчика пояснили, что поставка товара должна осуществляться по заявкам заказчика в течение 30 дней. Заказчик направил заявку на поставку товара, но товар был поставлен с нарушением прав на товарный знак Sysmex. Товар не был импортирован уполномоченными импортерами, что вызвало отказ Заказчика от приемки. Поставщик повторно разместил документы о приемке товара, но нарушения не были устранены. Арбитражный суд наложил арест на товары, поставленные по контракту. Sysmex Corporation подала иск о признании товаров контрафактными и требует их изъятия. Заказчик не имеет оснований для принятия и оплаты товара, что исключает односторонний отказ поставщика от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
14.12.2023 г. на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323017767 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для автоматического гематологического анализатора "Sysmex XN 1000" (закрытая система). Начальная (максимальная) цена контракта - 6 738 294,40 руб.
22.01.2024 г. между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем был заключен контракт на поставку расходных материалов для автоматического гематологического анализатора Sysmex XN 1000 (закрытая система) на общую сумму 4 784 189,14 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику расходные материалы для автоматического гематологического анализатора Sysmex XN 1000 (закрытая система) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией, являющейся Приложением N1 к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар, в срок, установленный Контрактом.
В соответствии с п. 2.2.2. Контракта Поставщик обязуется передать Товар, являющийся собственностью Поставщика, полностью свободным от прав третьих лиц, не состоящий в споре и под арестом, не являющийся предметом залога и т.п.
В силу 3.4. Контракта Поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 20 календарных дней с момента направления заявки.
Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта.
Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается.
Поставка по направленной заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка не допускается.
Датой поставки товара считается дата поступления всего заявленного товара в полном объеме с предоставлением документов, указанных в п. 2.2.3., 3.5., 3.6. При невыполнении данного условия, товар считается не поставленным, принятию и оплате не подлежит.
Направление заявок осуществляется по факсу, электронной почте, указанных в разделе "Адреса и реквизиты сторон".
Количество и объем заявок зависят от финансирования Заказчика.
Согласно п. 7.4. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, а также Стороны вправе в одностороннем порядке по письменному заявлению отказаться от его исполнения по основаниям, предусмотренным Контрактом и законодательством.
14.01.2024 г. Заказчиком была направлена заявка на поставку товара.
03.04.2024 г. товар поставлен Заказчику. В тот же день в адрес Заказчика направлено письмо ООО "Сисмекс РУС" N 532, согласно которому ИП не имеет права на использование товарного знака Sysmex. Медицинские изделия, поставленные без согласия правообладателя, могут быть контрафактными, использование таких изделий может представлять угрозу для жизни и здоровья пациентов. Поставленные товары не соответствуют требованиям Приказа Минпромторга РФ и не имеют подтвержденного происхождения. Сисмекс Корпорейшн подала иски об аресте контрафактных товаров. Рекомендует Заказчику запросить у Поставщиков документы, подтверждающие правомерность использования товарного знака.
10.04.2024 г. Заказчиком составлен акт о несоответствии товара. Просит представить документы, подтверждающие факт введения товара в гражданский оборот на территории РФ.
В ответ на акт о несоответствии товара Поставщик письмом от 25.04.2024 г. сообщил, что не согласен с претензиями и требует оплаты, товар не подпадает под защиту товарного знака из-за антисанкционного законодательства. Товар был идентифицирован таможенными органами как свободный от прав третьих лиц. Правообладатель товарного знака не был уведомлен о попытке несанкционированного ввоза. Поставщик не может предоставить Заказчику информацию о контрагентах, участвующих в обороте товара. Заказчик не обнаружил несоответствия качества, количества и ассортимента товара. Претензия основана на притязаниях третьего лица, не являющегося стороной контракта. Рассматривает действия ООО "Сисмекс Рус" как недобросовестную конкуренцию. Просит принять и оплатить товар.
03.05.2024 г. Заказчиком сделан запрос в ООО "Сисмекс Рус", относительно ввоза товара на территорию РФ.
В ответ на запрос, в письме N 695 ООО "Сисмекс Рус" сообщило, что товарный знак принадлежит компании "Сисмекс Корпорейшн", и его использование без разрешения запрещено. Поставленные товары не были импортированы правообладателем или его уполномоченным представителем. Поставленные товары не соответствуют условиям контрактов, так как не были свободны от прав третьих лиц. Товар относиться к группе N 38 Приказа Минпромторга N 2701 от 21 июля 2023 года. Приказ Минпромторга N 506 от 29 марта 2022 года не допускает параллельный импорт медицинских изделий. Ссылка на Приказ Минпромторга N 2701 от 21 июля 2023 года не применима к медицинским изделиям. Поставщиком не предоставлены документы, подтверждающие соответствие товаров условиям контракта. Обращает внимание, что поставленные Поставщиком товары могут быть арестованы по заявлению уполномоченного лица, как импортированные в Российскую Федерацию без разрешения Правообладателя или его представителя.
27.04.2024 г. Общество повторно осуществило поставку товара. 13.06.2024 г. Заказчик отказал в приемке.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Арбитражном суде Калининградской области рассматривается дело N А21-7985/2024 по заявлению правообладателя Sysmex Corporation (Сисмекс Корпорейшн) к ИП о признании контрафактными товаров (медицинских изделий), маркированных товарными знаками "SYSMEX", поставленных ответчиком в медицинские учреждения, о запрете ответчику незаконно использовать товарные знаки "SYSMEX", путем введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации посредством предложения к продаже и продажи указанных товаров, об обязании ответчика изъять из гражданского оборота и уничтожить указанные товары.
По указанному заявлению 24.06.2024 г. судом приняты обеспечительные меры в виде ареста и запрета использования товаров с указанными товарными знаками, поставленных ИП
Часть 19 статьи 95 Законом о контрактной системе устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой) информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 24.07.2024 15:13. Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика Заказчика является 24.07.2024 года.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона вступило в законную силу 06.08.2024 г.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 06.08.2024 г.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно п. "б" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Так, из Решения, письменных и устных объяснений представителя ИП следует, что контракт был расторгнут предпринимателем ввиду необоснованного отказа Заказчика от приемки товара.
Вместе с тем, спор в отношении товара (письмо ООО "Сисмекс Рус" 03.04.2024 г. N 532), арест товара (определение о принятии предварительных обеспечительных мер от 24.06.2024 г. по делу N А21-7985/2024) не указывают на нарушения условий контракта со стороны Заказчика.
При рассмотрении материалов РНП представитель Поставщика сообщил, что товар был ввезен в рамках параллельного импорта, относится к пункту N 59 Приказа Минпромторга N 2701 от 21 июля 2023 года может быть поставлен в соответствии с действующим антисакционым законодательством, не подпадает под защиту исключительных прав на товарный знак.
Комиссия отмечает, что Приказом Минпромторга от 21.07.2023 N 2701 утвержден Перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения статей 1252, 1254, пункта 5 статьи 1286.1, статей 1301, 1311, 1406.1, подпункта 1 статьи 1446, статей 1472, 1515 и 1537 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия.
Пункт 38 Перечня содержит прочие химические продукты (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий).
Пункт 59 Перечня содержит текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий).
Поставляемый товар является медицинским изделием, следовательно, нормы Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 506 не могут применяться.
Таким образом, у Заказчика были достаточные основания для отказа от приемки поставленного товара.
По результатам рассмотрения представленных документов, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о том, что Поставщиком не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при исполнении контракта.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому заинтересованное лицо, принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что, принимая решение об участии в закупочной процедуре хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законодательством о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к неисполнению контракта.
В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как Поставщик не осуществил исполнение контракта надлежащим образом.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не только его виной, как субъективным отношением к содеянному, но и той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ИП:
1) наименование: ИП, (2360010, Калининградская обл, г Калининград, ул. Тенистая аллея 15-14), ИНН;
2) ИКЗ: 232434601121143450100100158880000244.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 12 августа 2024 г. N 043/10/104-670/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024