Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии директора Муниципального казенного учреждения г. Магадана "Городское эксплуатационно-линейное управление дорог" (далее - МКУ г. Магадана "ГЭЛУД", Заказчик) К<_> (действующего на основании Устава), представителя МКУ г. Магадана "ГЭЛУД" Л<_> (дов. б/н от 08.08.2024), представителя индивидуального предпринимателя С<_> (далее - ИП С<_>, Поставщик) Д<_> (дов. N 1 от 31.07.2024), без участия представителей мэрии города Магадана (далее - Уполномоченный орган), извещенных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП С<_>, в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта N 220012400020 от 07.06.2024 (реестровый номер контракта 3490909147524000023), заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка люков канализационных" (реестровый номер извещения 0347300000524000121).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта, на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 16.05.2024 Уполномоченным органом - Мэрией города Магадана в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка люков канализационных" (реестровый номер извещения 0347300000524000121).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 467 383,20 руб.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 24.05.2024 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.05.2024; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.05.2024.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 24.05.2024 NЦПА1 на участие в закупке было подано 3 заявки участников с соответствующими идентификационными номерами. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2024 NИЭА1 все заявки участников признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям, победителем рассматриваемого электронного аукциона признан участник с идентификационным номером 2 (ИП С<_>), сделавший наименьшее предложение о цене контракта - 3 432 709,36 руб.
07.06.2024 между Заказчиком - МКУ г. Магадана "ГЭЛУД" и ИП С<_>заключен муниципальный контракт 220012400020 от 07.06.2024 (реестровый номер контракта 3490909147524000023) на поставку люков канализационных для нужд МКУ г. Магадана "ГЭЛУД" (далее - Контракт). Цена контракта составила 3 432 709,36 рублей.
22.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного контракта, в связи с неисполнением ИП Стариковой Н.Л. обязательств по Контракту.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пунктов 11.3, 11.3.3 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Сторона вправе инициировать расторжение Контракта в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством, с учетом положений частей 8-11, 13-19, 21-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в единой информационной системе 22.07.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения вышеуказанного решения в единой информационной системе, то есть - 22.07.2024.
На основании пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП С<_> об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта признается дата поступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а именно 22.07.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть 02.08.2024. Дата расторжения Контракта, установленная Заказчиком в ЕИС - 02.08.2024.
Таким образом, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта и датой расторжения Контракта является 02.08.2024.
Заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения Контракта.
3. В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Во исполнение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ИП С<_> в реестр недобросовестных поставщиков поступило в Магаданское УФАС России, посредством ЕИС 02.08.2024, то есть в установленным законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден срок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, о факте одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта.
4. Как следует из решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, основанием для принятия такого решения является неисполнение ИП С<_> обязательств по Контракту, а именно не поставка товара.
Рассмотрев документы, представленные в дело, Комиссия Магаданского УФАС России установила.
Пунктами 1.1 - 1.4, 3.1.1 Контракта установлено следующее:
- Поставщик обязуется осуществить поставку люков канализационных (далее - товар) в соответствии с условиями Контракта и Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и сроки, определенные условиями Контракта;
- Наименование, технические, качественные и иные характеристики товара, а также стоимость товара определяются Сторонами в Спецификации, которая является неотъемлемой частью Контракта;
- Срок поставки товара: с момента подписания Сторонами Контракта по 15 июля 2024 года;
- Место поставки товара: г. Магадан, ул. Гагарина 58;
- Поставщик обязан в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, произвести поставку товара за свой счет по адресу, указанному в п. 1.4. Контракта. Товар должен быть поставлен надлежащего качества, в количестве и ассортименте, указанном в Спецификации.
Согласно представленным в дело материалам (переписка Сторон), письмом от 28.06.2024 исх. N 592 Заказчиком была запрошена информация у Поставщика о ходе исполнения обязательств по Контракту.
19.07.2024 (исх. N 19) ИП С<_> в адрес Заказчика было направлено письмо о невозможности поставки товара в полном объеме, ввиду серьезного повышения цен на такой товар. Поставщик имеет возможность, по позиции 5 Спецификации (приложение N 1 к Контракту) - дождеприемник плавающий усиленный ДУ2 (Д400), поставить такой товар в количестве 5 штук, вместо 20 штук (в соответствии с условиями Контракта). Кроме того, учитывая сложность логистики, срок поставки составит 45-60 дней.
15.07.2024 Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо с разъяснением, что такое уменьшение количества товара не соответствует положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, неисполнение обязательств по Контракту в полном объеме невозможно.
Вместе с тем, на момент принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке (22.07.2024), товар Заказчику поставлен не был, ввиду чего, руководствуясь пунктами 11.3, 11.3.3 Контракта, статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.
В письменном пояснении (вх. N 3328/24 от 08.08.2024) ИП С<_> указала, что неисполнение обязательств по Контракту Поставщиком явилось следствием технических сложностей при оплате предварительно заказанного товара, и в дальнейшем отказа от поставки требуемого товара контрагентом ИП Стариковой Н.Л. ООО "Автодорснаб". Вместе с тем, ИП С<_> был найден иной контрагент, имеющий в наличии требуемый товар, но с учетом транспортировки по маршруту: г. Петропавловск-Камчатский - г. Елизово - пгт Палана - г. Магадан, срок поставки товара Заказчику составил бы 45-60 дней. Поставщик полагает, что согласование Заказчиком продления срока поставки по Контракту позволило бы ИП С<_> исполнить взятые обязательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения Сторон, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Включение ИП С<_> в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности общества в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта одностороннего отказа от исполнения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям исполнителя на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Рассматриваемые правоотношения урегулированы нормами публичного права, в связи с чем предполагается значительно более ответственное отношение сторон к принятым на себя обязательствам. Победитель конкурентной процедуры должен осознавать, что он вступает в публично-правовые отношения, связанные с расходованием бюджетных средств на реализацию публичных экономически и социально значимых нужд, что предполагает значительно большую ответственность сторон в этих правоотношениях, в отличие от тех правоотношений, которые основаны исключительно на частноправовых началах.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой в соответствии с Законом о контрактной системе, и подавая соответствующую заявку, Поставщик как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, обязан учитывать специфику контракта в рамках исполнения государственного (муниципального) заказа, соблюдать все предусмотренные для этого условия. В ином случае он несет риски наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе, отказ заказчика от исполнения контракта и включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Подавая заявку на участие в закупке, ИП С<_> выразила согласие исполнить условия контракта, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, и должна была в полном объеме осознавать, на каких именно условиях и в какие сроки ей будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия критично относится к представленным Поставщиком, в подтверждение доводов, изложенных в письменном пояснении (вх. N 3328/24 от 08.08.2024), документам. Доказательств, прямо свидетельствующих о взаимосвязи данных документов с обстоятельствами, ввиду которых Поставщиком не выполнены взятые на себя обязательства по Контакту, Комиссией не установлено.
Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России не усматривает объективных причин неисполнения ИП С<_> обязательств по Контракту. Надлежащих доказательств в подтверждение своей добросовестности, принятии всех возможных мер по исполнению Контракта, Поставщик не представил. Следовательно, действия ИП С<_> по невыполнению взятых на себя обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, следует считать недобросовестными.
В ходе проведения проверки факта одностороннего отказа от исполнения Контракта, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что в действиях ИП С<_> присутствует недобросовестное поведение, в связи с чем, лицо подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Муниципальным казенным учреждением г. Магадана "Городское эксплуатационно-линейное управление дорог" об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе С<_> (ИНН<_>), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Поставка люков канализационных" (реестровый номер извещения 0347300000524000121) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения соответствующих сведений в ЕИС.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 9 августа 2024 г. N 049/10/104-244/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024