Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Кулкиной Н.Л. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по
Сахалинской области;
Ольховик Ю.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от Заказчика - Осипова Е.А, Зайцев Д.В.;
от Уполномоченного органа - Клубкова А.П.
в отсутствие Заявителя.
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новация" (ИНН 2723179730) на положения извещения - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной клинический онкологический диспансер" (ИНН 6501068674) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка стерилизатора парового" (извещение N 0361200015024004837),
УСТАНОВИЛА:
09.08.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N878 от 10.07.2019, в то же время установлены дополнительные характеристики товара.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N ЕО/3652/24 от 09.08.2024 назначено на 13.08.2024 в 11 часов 30 минут. Объявлен перерыв до 14.08.2023 на 12 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе указано, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Начальная (максимальная) цена: 13 400 000,00 рублей.
Дата окончания подачи заявок 14 августа 2023 года.
Согласно доводу Заявителя, в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, но установлены дополнительные характеристики товара, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчиком при осуществлении закупки товара "Поставка стерилизатора парового" Заказчик использовал код ОКПД2 32.50 "Инструменты и оборудование медицинские".
При этом Заказчиком не установлена позиция КТРУ, соответствующая предмету поставки - "Поставка стерилизатора парового" - КТРУ 32.50.12.190-00000013: "Стерилизатор паровой".
Данная позиция имеет обязательное описание товара, необходимое для формирования технического задания закупки, соответствующая наименованию закупаемого оборудования.
В силу того, что объектом закупки является поставка медицинского оборудования - "Стерилизатор паровой", для которого предусмотрена позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применение позиций КТРУ 32.50.12.190-00000013: Стерилизатор паровой обязательно.
Однако, Заказчик в нарушение п. 4 Правил использования КТРУ, имеющиеся в Каталоге позиции не использовал, указал при описании закупки код ОКПД2, а само описание произвел с использованием характеристик, не предусмотренных Каталогом.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемому товару установлены Заказчиком исходя из необходимости закупки товара, удовлетворяющего потребностям Заказчика. Даны пояснения, согласно которым закупаемый Заказчиком товар, потребительские и функциональные свойства которого удовлетворяют потребностям Заказчика, отсутствует в КТРУ, в связи с чем Заказчиком было принято решение установить требования к закупаемому оборудованию в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно письму от 08.08.2023 N ПИ/63419/23, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Согласно описанию объекта закупки в рамках исполнения государственного контракта к поставке требуется стерилизатор паровой, которая содержит код ОКПД 32.50, включенный в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878.
Таким образом, при наличии товара в КТРУ заказчики при формировании описания объекта закупки извещения об осуществлении закупки обязаны применить позицию, содержащуюся в КТРУ.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС приходит к выводу, что при описании объекта закупки учреждение, установив дополнительные характеристики товара в противоречие с положениями подпункта "а" пункта 5 Правил N 145, не применив соответствующее КТРУ, допустило нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В связи с чем решено выдать обязательное для исполнения предписание.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новация" (ИНН 2723179730) на положения извещения - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинский областной клинический онкологический диспансер" (ИНН 6501068674) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка стерилизатора парового" (извещение N 0361200015024004837)- обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" нарушившим ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе,
3. Заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" и Уполномоченному учреждению Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
Е.Э. Осташова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Н.Л. Кулкина |
|
|
Ю.А. Ольховик |
Исп.Ольховик Ю.А.
тел.8 (4242) 55-70-24 вн.065-105
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 августа 2024 г. N 065/06/106-564/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024