Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ольховик Ю.Э. - ведущего специалиста-эксперта отдела анализа товарных, финансовых рынков и экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев дело N065/10/104-583/2024 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Монолитстрой",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация государственного казенного учреждения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное" (ИНН 6503008166) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Монолитстрой" (ИНН 6509021830), в том числе в отношении директора Григорян Мхитара Нориковича (ИНН 650906072676) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора) заключенного по результатам электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт крыши здания ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное"" (извещение N 0361200015024002914).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 03.06.2024 между сторонами заключен контракт, в соответствии с которым Подрядчик обязуется выполнить работы по Капитальному ремонту крыши здания ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное". Однако до настоящего времени контракт не исполнен. В этой связи, учитывая, что заказчик не удовлетворен выполненной работой, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствующая информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 14.08.2024 N ЕЭ/3801/24 рассмотрение представленной информации назначено на 16.08.2024 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
30.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
03.06.2024 между сторонами заключен контракт N 45.2024, предметом которого является Капитальный ремонт крыши здания ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное"(далее - работы).
Согласно условиям Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по предмету контракта в соответствии с проектной документацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта и в срок, установленный настоящим Контрактом. Заказчик обязуется принять и оплатить в установленный Контрактом срок работы, выполненные надлежащим образом и в установленные Контрактом сроки.
Цена контракта составляет 11 640 801 рублей 40 копеек (одиннадцать миллионов шестьсот сорок тысяч восемьсот один рубль 40 копеек) НДС не облагается на основании статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ. Цена Контракта включает в себя расходы на все работы, связанные с предметом Контракта, а также расходы на приобретение материалов, оборудования, их доставку до места выполнения работ, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей и всех прочих затрат Подрядчика. Авансирование не предусмотрено.
Срок выполнения работ по настоящему Контракту: Начало работ: с 01.06.2024 г. Окончание работ: 30.07.2024 г. Сроки, установленные настоящим Контрактом, являются основанием для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков работ.
График выполнения работ (Приложение N 2) устанавливают общие сроки выполнения работ, подписываются одновременно с Контрактом и являются его неотъемлемой частью.
Выполнение работ по настоящему контракту осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ, который разрабатывается Подрядчиком в течение 3 рабочих дней со дня заключения Контракта и предоставляется Заказчику на согласование. Форма графика выполнения работ должна быть предварительно согласована с Заказчиком. График выполнения работ предоставляется в письменном виде с сопроводительным документом. Срок согласования Графика Заказчиком - не более 5 рабочих дней с момента официального поступления. В случае наличия замечаний к представленному Графику, Заказчик возвращает его без согласования для их устранения. Подрядчик обязан в течение 3-х дней откорректировать График и предоставить для повторного согласования и утверждения. Начальные и конечные сроки графика выполнения работ должны соответствовать начальным и конечным срокам Графика выполнения строительно-монтажных работ, содержать сведения о рабочей силе и строительных механизмах, задействованных в выполнении работ.
Сроки, установленные графиком выполнения строительно-монтажных работ являются основополагающими для исчисления периода просрочки.
Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчики Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, не вправе приостанавливать выполнение работ.
Не позднее 5-ти рабочих дней с момента выполнения работ, Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке
Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При возникновении любых противоречий, претензий и разногласий, а также споров, связанных с исполнением контракта (далее - разногласия), стороны предпринимают усилия для урегулирования разногласий путем переговоров и оформляют результаты таких переговоров с учетом положений контракта.
Сторона, получившая претензию, обязана ее рассмотреть в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения претензии и дать письменный ответ об удовлетворении претензии или об отказе в удовлетворении претензии.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как следует из представленных документов пояснений сторон, 10.06.2024, 17.06.2024, 18.06.2024, 19.06.2024 Заказчиком направлены письма с актами об отсутствии выполнения работ на объекте.
19.06.2024 Общество сообщило о проведении мобилизационной подготовке, а именно заказ и доставка материалов, оборудование и размещение рабочего персонала. Также выполнение работ начнется с 20.06.2024.
20.06.2024 Заказчиком направлена претензия о нарушении сроков выполнения работ, а именно отсутствие выполнения работ на площадке.
21.06.2024 Общество направляет письмо об отсутствии со стороны Заказчика передачи Подрядчику по акту приема-передачи строительной площадки, а также документов, определенных приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью.
20.06.2024, 21.06.2024, 25.06.2024 Заказчиком направлены письма с актами об отсутствии выполнения работ на объекте.
26.06.2024 Подрядчиком направлено письмо с требованием передать по акту приема-передачи строительную площадку. Вместе с тем сообщил, что со дня заключения Контракта и до 26.06.2024 Общество занималось подготовительными работами. В ответ Заказчик сообщил, о передачи всей необходимой документации представителю общества по прибытию на объект.
01.07.2024 Заказчиком направлена претензия о нарушении сроков выполнения работ, а именно отсутствие выполнения работ на площадке.
08.07.2024 Заказчиком передана рабочая документация представителю общества.
15.07.2024 Заказчиком направлена претензия о том что работы ведутся не в полном объеме. Также Заказчик сообщил, о непредставлении актуального плана-графика выполнения работ. Рабочие которые находились на объекте в период с 08.07.2024-12.07.2024 присутствовали не более двух часов. Принимая во внимание затруднительное положение общества, Заказчик предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Письмом от 16.07.2024 Общество не согласилось на расторжение.
16.07.2024 Обществом завезен строительный материал на объект.
23.07.2024 Заказчиком направлено письмо о проведении работ Подрядчиком не в полном объеме, выражающегося в отсутствии работников на строительной площадке (присутствует двое работников и не полный рабочий день), также с просьбой предоставить план-график в кратчайшие сроки.
Приказом N 8А от 23.07.2024 ООО "Стройцентр" назначил ответственных лиц для осуществления строительного контроля по объекту Заказчика.
29.07.2024 ООО "Стройцентр" выдал сторонам заключение с приложением фото отчета:
- на строительную площадку завезен строительный материал - брус и доска не в полном объеме, рубероид;
- часть строительного материала: бруса и доски находится на чердаке здания;
- при выполнении бетонные стульев (не в полном объеме), демонтировали (разрушили) часть подкосов деревянной конструкции крыши (фото прилагается).
- отсутствует общий журнал работ на объекте.
На сегодняшний день работы по "Капитальному ремонту крыши здания ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное" подрядчиком не выполнены в полном объеме.
По состоянию на 30.07.2024 Обществом не выполнены работы в полном объеме. Вместе с тем с момента заключения Контракта Заказчиком составлено и направлено 27 актов об отсутствии и невыполнении работ на объекте. Также Заказчиком передана рабочая документация спустя большой срок со дня заключения контракта в связи с тем, что Подрядчик не являлся на объект, Доказательств обратного Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что действия общества в данном случае являются недобросовестными и свидетельствуют об отсутствии намерения исполнить обязательства по заключенному с Заказчиком контракту в соответствии с условиями данного контракта и потребностью заказчика, четко в нем установленной, то есть об отсутствии намерения исполнить обязательства по контракту надлежащим образом.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, поэтому все неблагоприятные последствия такой деятельности несет лицо, ее осуществляющее.
Таким образом, принимая участие по государственным и муниципальным закупкам общество знало о неблагоприятных последствиях, которые могут быть применены к нему, в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным казенным учреждением "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное" (ИНН 6503008166) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Монолитстрой" (ИНН 6509021830), в том числе в отношении директора Григорян Мхитара Нориковича (ИНН 650906072676) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора) заключенного по результатам электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт крыши здания ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Отрадное"" (извещение N 0361200015024002914) - включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Е.Э. Осташова
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Подпись |
Ил Дя Ким
|
|
Подпись |
Ю.А. Ольховик
|
Исп.Ким И.Д.
тел.8 (4242) 55-70-24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 августа 2024 г. N 065/10/104-583/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024