Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Мед-Х" Харченко Екатерины Юрьевны путем видеоконференции,
от заказчика - КГБУЗ "Консультативно-диагностическая поликлиника N 14, г. Барнаул" Волгина Антона Алексеевича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Горбункова Андрея Васильевича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Мед-Х" на положения извещения о проведении закупки N 0817200000324011200 "Поставка расходных материалов для лабораторной диагностики (Лот N4)" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Мед-Х" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении закупки N 0817200000324011200 "Поставка расходных материалов для лабораторной диагностики (Лот N4)".
Заявитель считает, что в описании объекта закупки требование к наличию завинчивающейся крышки у вакуумных пробирок противоречит письму ФАС России от 17.06.2015 N ИА/29987/15. Требование к диаметру углубления пробки пробирки, требование к цветам крышек пробирок являются избыточными, поскольку существенное значение для пробирок имеет наполнитель, объем и размер пробирки, что указано в различных позициях КТРУ. Вакуумные пробирки с винтовой резьбой на территории РФ выпускает только один производитель - ООО "Гранат Био Тех".
Представитель уполномоченного учреждения, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
23.07.2024 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000324011200 "Поставка расходных материалов для лабораторной диагностики (Лот N4)" , в т.ч. описание объекта закупки, проект контракта и пр.
Извещением установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"
Согласно извещению, описанию объекта закупки к поставке требуются:
1. Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом, код ОКПД/КТРУ 32.50.50.000-00000956 с характеристиками:
- тип исполнения - с завинчивающейся крышкой,
- конструкция пробки - пробка с углублением увеличенного диаметра,
- диаметр углубления - 6.5 мм
-цветовой код крышки - светло-голубой.
2. Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания/разделительным гелем, код ОКПД/КТРУ 32.50.50.000-00001055 с характеристиками:
- вариант исполнения - с завинчивающейся крышкой,
- конструкция пробки - пробка с углублением увеличенного диаметра ,
- диаметр углубления - 6.5 мм
- цветовой код крышки - темно-желтый.
Согласно письму ФАС России от 17.06.2015 N ИА/29987/15 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови" наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови.
ФАС России обращает внимание, что при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки.
Таким образом, требование к наличию завинчивающейся крышки противоречит письму ФАС России от 17.06.2015 N ИА/29987/15, нарушает требования ч. 2 ст. 8, п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 11 "ГОСТ Р ИСО 6710-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Контейнеры для взятия проб венозной крови одноразовые. Технические требования и методы испытаний" контейнеры должны быть идентифицированы посредством буквенного кода и/или описания содержащихся добавок и вспомогательных материалов, представленных в таблице 1, и/или наименовании изделия.
Рекомендованный цветовой код для идентификации содержащейся(их) добавки(ок) и вспомогательных материалов представлен в приложении F.
Согласно приложению F в дополнение к буквенному коду для идентификации добавки и вспомогательных материалов, указанных в таблице 1, для обозначения добавок и вспомогательных материалов рекомендован цветовой код согласно таблице F.1
Так, добавке "тринатрий цитрат 9:1" соответствует буквенный код 9NC и рекомендованный цвет первичной крышки - светло-голубой, добавке "активатор сгустка с гелем" соответствует буквенный код CAT и рекомендованный цвет первичной крышки - темно-желтый.
Таким образом, согласно ГОСТ Р ИСО 6710-2021 обязательным является только буквенный код контейнера, цветовой код является дополнительным идентификатором добавок и вспомогательных веществ, в связи с чем установление в описании объекта закупки требования о наличии цветового кода крышки имеет признаки ограничения круг участников закупки, нарушает положения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Установленное в описании объекта закупки требование о наличии у пробирки пробки с углублением увеличенного диаметра (диаметр углубления - 6.5 мм) содержит следующее обоснование - "предотвращает повреждение дистальной части иглы при взятии проб крови, иглы адаптера при переносе пробы из иных ёмкостей, иглы пробозаборника автоматического анализатора. Снижает риск заражения персонала гемоконтактными заболеваниями".
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинский изделий" в процессе государственной регистрации медицинского изделия подтверждается его качество, эффективность и безопасность. Зарегистрированное медицинское изделие отвечает установленным требованиям качества, эффективности, безопасности и может применяться по назначению.
Из приведенного обоснования установленной дополнительной характеристики пробирки следует, что по мнению заказчика, пробирки с пробками меньшего углубления не соответствуют требованиям качества, эффективности и безопасности, что противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416.
В связи с чем, Комиссия считает, что установление требования к углублению пробки пробирки, ограничивает круг участников закупки, является нарушением требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия установила, что на участие в закупке была подана одна заявка с предложением к поставке пробирок вакуумных Acti-Fine для забора венозной крови производителя ООО "Гранат Био Тех".
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Мед-Х" обоснованной.
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8 , п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 7 августа 2024 г. N 022/06/105-885/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024