Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" (далее - ООО "Брокер Групп", общество, заявитель) на действия муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона: "Выполнение работ по текущему ремонту кровли, в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр", расположенного по адресу:646760, Омская обл., Павлоградский р-н, р.п. Павлоградка, ул. Пролетарская,28" (извещение N 0352300108424000001) (далее - электронный аукцион, закупка),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - Желобковой Снежаны Сергеевны (доверенность от 05.08.2024 N 2), Годыло Марины Викторовны (доверенность от 05.08.2024 N 1)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6958-ЭП/24 от 31.07.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
По мнению заявителя, в нарушение части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) извещение об осуществлении закупки не содержит дополнительного требования, предусмотренного позицией 15 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Дополнительные требования).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 23.07.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300108424000001 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 2 319 432,11 руб.
31.07.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 2 заявки, лучшее ценовое предложение (1 994 711,44 руб.) поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 117050328, при этом снижение начальной максимальной цены контракта составило 14 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.08.2024 все заявки признаны соответствующими требованиям извещения, контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером заявки 117050328.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений установлено следующее.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением N 2571.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Абзацами третьим подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Разделом II Дополнительных требований предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки при проведении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Пунктом 15 Раздела II Дополнительных требований предусмотрена необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Объектом закупки являются работы по текущему ремонту кровли, в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр" с начальной (максимальной) ценой контракта 2 319 432,11 руб., следовательно, в данном случае заказчик был обязан установить вышеуказанное дополнительное требование.
При этом извещение N 0352300108424000001 не содержит дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного пунктом 15 Раздела II Дополнительных требований, что является нарушением частей 2, 4 и 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 2571.
На основании вышеизложенного, Комиссия признает жалобу обоснованной.
Следует также отметить, что на запрос Омского УФАС России (исх. N ЗА/4496/24 от 01.08.2024) заказчиком были представлены письменные пояснения на доводы жалобы (вх. N 7141-ЭП/24 от 05.08.2024), в которых заказчик соглашается с фактом неустановления в извещении об осуществлении закупки дополнительных требований.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4.1. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий помимо срока поставки товара, срок приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Указанное соответствует позиции Минфина России, изложенной в письме от 12.05.2022 N 24-06-07/43394.
В извещении об осуществлении закупки установлена дата окончания исполнения контракта: "23.08.2024".
Одновременно в пункте 1.4 проекта контракта указано: "Срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения настоящего контракта; окончание выполнения работ - 23 августа 2024 года".
Указанное свидетельствует о том, что в нарушение пункта 8 части 1 статьи 42, части 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе при установлении в извещении о закупке срока исполнения контракта заказчиком не были учтены сроки приемки и оплаты.
4.2. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми.
Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
При этом в силу части 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частями 2 и 3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе предусмотрены условия и порядок подачи ценовых предложений в рамках электронного аукциона.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что при осуществлении закупки в форме электронного аукциона участники закупки не включают предложение о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги в заявку на участие в закупку, такие ценовые предложения подаются в рамках процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги в соответствии со статьей 49 Федерального закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок и инструкция по ее заполнению (далее - Требования)", размещенный в составе извещения об осуществлении закупки, содержал следующее требование: "Предложение участника закупки о цене контракта".
По своей сути установленное требование обязывает участников закупки включать в состав своих заявок предложения о цене контракта.
Положения статьи 43 Федерального закона о контрактной системе устанавливают общие требования к составу и содержанию заявок независимо от проводимой конкурентной процедуры.
Вместе с тем специальные нормы содержатся в статьях 48, 49, 50 Федерального закона о контрактной системе.
Так при проведении конкурса или запроса котировок (статьи 48 и 50 Федерального закона о контрактной системе) ценовые предложения включаются участниками закупки в состав заявок.
В рамках электронного аукциона такие предложения подаются в рамках процедуры подачи ценовых предложений (части 1-3 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе).
Подобное установление требований к составу и содержанию заявок может привести к ситуации, когда участник закупки включит в состав заявки ценовое предложение, а при процедуре подаст отличное от него.
Кроме того, следует отметить, что электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном запросе котировок и инструкция по ее заполнению (далее - Требования)", размещенный в составе извещения о проведении электронного аукциона содержит указание на такой способ определения подрядчика как запрос котировок в электронной форме, в то время как способом рассматриваемой закупки является аукцион в электронной форме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брокер Групп" на действия муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона: "Выполнение работ по текущему ремонту кровли, в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр", расположенного по адресу:646760, Омская обл., Павлоградский р-н, р.п. Павлоградка, ул. Пролетарская,28" (извещение N 0352300108424000001).
2. Признать в действиях муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр" нарушение статьи 7, частей 2, 4 и 5 статьи 31, пунктов 8 и 12 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 42, части 1 статьи 49, части 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Павлоградского муниципального района Омской области "Детский оздоровительно-образовательный физкультурно-спортивный центр", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 августа 2024 г. N 055/06/106-811/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024