В соответствии с приказом Омского УФАС России от 30.07.2024 N 170/24 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Буньковой Д.А. -специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алексиной А.П.. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска (далее также заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): контракта N 2022.0711 от 07.11.2022,
УСТАНОВИЛА:
1. В адрес Омского УФАС России из прокуратуры Центрального административного округа г. Омска поступило (вх. N 5904/24 от 01.07.2024) обращение Н.Н. Баталыгина.
По мнению Н.Н. Баталыгина, Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска заказчиком нарушены требования Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): контракта N 2022.0711 от 07.11.202212.
04.07.2024 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе было направлено (исх. N ТШ/3796/24) запрос о предоставлении письменных пояснений в части правовых оснований заключения указанного договора, а так же надлежащим образом заверенную копию контракта со всеми приложениями.
2. В соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе одним из принципов, на котором основывается контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является принцип обеспечения конкуренции (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Указанный принцип согласно статье 8 Федерального закона о контрактной системе заключается в следующем:
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Применительно к требованиям, обозначенным в статье 8, части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе, исполнением которых гарантируется реализация принципа обеспечения конкуренции, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчику следует преимущественно обращаться к конкурентным способам. В то же время, как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относится к неконкурентным способам и, с учетом изложенного, должно применяться в случаях, прямо обозначенных в законе, не подлежащих расширительному толкованию.
Параграфом 6 главы 3 Федерального закона о контрактной системе регламентировано осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
По пунктам 3, 16 статьи 3 Закона о контрактной системе:
-закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
-совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт от 07.11.2022 N 2022.0711 заключен по результатам закупки у единственного подрядчика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Предметом муниципального контракта от 07.11.2022 N 2022.0711 является оценка риска аварии и безопасного ресурса комплекса зданий; цена контракта составляет 597013 руб. (пункт 2.1); срок выполнения работ: в течении 10 рабочих дней с даты заключения контракта (пункт 1.3).
Согласно письменной информации заказчика (вх. от 06.08.2024 N 7180-ЭП/24) совокупный годовой объем закупок Департамента имущественных отношений на 2022 год составлял 34 923,72 рублей, при этом совокупный годовой объем закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составлял 2 774 701,52 руб., что не превышает десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составляет более чем пятьдесят миллионов рублей.
Действие заказчика - Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - при осуществлении закупки у единственного подрядчика посредством заключения муниципального контракта от 07.11.2022 N 2022.0711 на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не противоречит пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать Департамента имущественных отношений Администрации г. при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): контракта N 2022.0711 от 07.11.2022, соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
Д.А. Бунькова
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 августа 2024 г. N 055/10/99-801/2024 (ключевые темы: закупка у единственного поставщика - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга. - конкуренция - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024