Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мед-Х" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 4620/24 от 02.08.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая больница N 2 им. Л.Н. Толстого" (далее - Заказчик, Учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку пробирок (закупка N 0366200021824000147) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Заказчика на основании доверенности,
- представителя Общества на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку Заказчик сформировал техническое задание Закупки с нарушением правил описания объекта закупки, предусмотренных Законом.
Общество указывает, что в сформированном описании объекта закупки Учреждением установлены избыточные требования к приобретаемым товарам, которые, с точки зрения подателя жалобы, не влияют на повышение качества медицинского изделия, не являются клинически значимыми, не оказывают влияние на проведение соответствующих медицинских манипуляций и в своей совокупности соответствуют продукция единственного производителя - ООО "Гранат БиоТех" (Россия), а именно:
- позиции 1.9, 2.6 Описания объекта закупки "Полнозаходная резьба на крышке и пробирке" с требуемым значением "наличие" и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии - установлено заказчиком для максимального обеспечения безопасности работы медицинского персонала. Завинчивающая крышка полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что полностью снижает риск инфекционного заражения сотрудников от потенциально опасного биологического материала. Использование невинтовых крышек исключает возможность надежного повторного закрытия и, следовательно, безопасной транспортировки биообразцов в первичных пробирках, если технико-аналитический регламент исследования требует вскрытия первичных пробирок для дополнительной пробоподготовки, внесения стабилизаторов и консервантов или аликвотирования части пробы для иного режима хранения;
- позиция 1.10 "Совместимость с гематологическим анализатором Mindray BC-5300" с требуемым значением показателя "наличие" и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Для обеспечения совместимости и использования с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором Mindray BC-5300".
Заявитель отмечает, что данные характеристики не предусмотрены каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, позиции которого использовал Заказчик, а приведенное в Описании объекта закупки обоснование применения дополнительных характеристик носит не объективный характер и не отражает значимых потребительских свойств требуемого к поставке товара.
Податель жалобы сообщает, что ФАС России в письме от 17.06.2015 N ИА/29987/15 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови" обращает внимание на то, что при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки; указывает, что аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2023 по делу NА40-148503/2023, а также в решении ряда территориальных органов ФАС России.
Относительно характеристики, касающейся совместимости приобретаемых товаров с гематологическим анализатором Mindray BC-5300, Заявитель указывает, что им был сделан запрос одной из организаций, которые реализуют данный анализатор. Проанализировав ответ указанной организации, Общество пришло к выводу, что для данного анализатора подходят любые вакуумные пробирки, потому что подача производится строго из открытой пробирки. В связи с изложенным, Заявитель пришел к выводу, что подобное требование к поставляемому товару является избыточным.
Кроме изложенного податель жалобы сообщает, что, по его убеждению, все вакуумные пробирки являются взаимозаменяемыми, аналогичными в работе. Существенное значение имеет наполнитель, объём и размер пробирки (собственно эти характеристики и указаны в различных позициях КТРУ). Все пробирки, производимые на территории РФ, прошли все необходимые испытания и экспертизы, получили все соответствующие документы, подтверждающие их безопасность, они рекомендованы к работе в лечебных учреждениях. Общество поставляет пробирки не просто в обычные ЛПУ, но и в учреждения с высоким уровнем риска, такие, например, как СПИД центры, наркодиспансеры.
Заявитель приходит к выводу, что Заказчиком при формировании извещения о Закупке нарушены положения Закона, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Участвующий в заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика возражали против признания жалобы обоснованной, представили в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы.
Комиссия считает необходимым отметить, что доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 24.07.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
25.07.2024 в единой информационной системе размещены изменения в извещение о Закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 99 180,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
По общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных данными Правилами (пункт 5 Правил использования каталога).
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил использования каталога).
Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка товара, включенного в позиции КТРУ 32.50.50.000-00001106 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА", 32.50.50.000-00001055 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания/разделительным гелем".
Комиссией установлено, что в пункте 2 Описания объекта Закупки установлены следующие спорные характеристики товаров с обоснованием необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ:
- характеристика "Полнозаходная резьба на крышке и пробирке" с требуемым значением показателя "наличие" и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Установлено заказчиком для максимального обеспечения безопасности работы медицинского персонала. Завинчивающая крышка полностью исключает образование аэрозольного эффекта, что полностью снижает риск инфекционного заражения сотрудников от потенциально опасного биологического материала. Использование невинтовых крышек исключает возможность надежного повторного закрытия и, следовательно, безопасной транспортировки биообразцов в первичных пробирках, если технико-аналитический регламент исследования требует вскрытия первичных пробирок для дополнительной пробоподготовки, внесения стабилизаторов и консервантов или аликвотирования части пробы для иного режима хранения";
- характеристика "Совместимость с гематологическим анализатором Mindray BC-5300" с требуемым значением показателя "наличие" и обоснованием использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии: "Для обеспечения совместимости и использования с имеющимся у Заказчика гематологическим анализатором Mindray BC-5300".
Как было отражено ранее, в случае использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).
Не согласившись с доводами жалобы представители Заказчика сообщили, что оспариваемые требования установлены в соответствии с потребностью медицинского учреждения в исполнении своей хозяйственной деятельности, в частности, в целях обеспечения безопасности работы медицинского персонала.
Представители Заказчика указали на наличие обоснования применения дополнительных характеристик, не предусмотренных соответствующей позицией КТРУ.
Так же представители Учреждения пояснили, что в лечебном учреждении Заказчика при проведении части исследований используются анализаторы, работающие с пробами в пробирках только при открытой крышке. Следовательно, для Заказчика является существенной возможность открытия, в том числе повторного, контейнера при постановке пробы на борт анализатора.
Несмотря на то, что использование контейнеров с открытой крышкой является неотъемлемой частью работы лаборатории Заказчика, стоит учитывать, что неоднократное открытие и закрытие контейнера несет дополнительный риск для медицинского персонала, так как заражение персонала гемоконтактными инфекциями возможно, как в случае аварийных ситуаций (потеря пробы), так и в случае необходимости открывания первичных пробирок (аэрозольный эффект).
Ввиду того, что взятие биоматериала у Заказчика происходит в том числе в филиале в г. Тула, а само исследование производится в Щекинском районе д. Ясная Поляна, то этап транспортировки пробирок с биоматериалом неизбежен. А это значит, что Заказчик обязан обеспечить максимальную безопасность и эффективность преаналитического этапа.
Заказчик отмечает, что в случае закупки контейнеров со способом закрытия путем закупоривания крышкой без резьбового соединения, при открытии контейнера, в зависимости от приложенного к крышке усилия, возникает дополнительный риск излития потенциально заражённого материала, что с точки зрения Заказчика, является неприемлемым.
Учреждение отмечает, что требование резьбового соединения крышки вполне укладывается в указание ГОСТ 6710-2021"Если крышка контейнера съемная, то способ открывания предполагает захват пальцами и/или механическими средствами таким образом, чтобы не было касания внутренней части крышки, контактирующей с пробой".
Более того, п. 6.2 ГОСТ 6710-2021 подтверждает, что соединение крышки с пробиркой может быть различным, а, следовательно, Заказчик может использовать любое из существующих соединений, наиболее отвечающее его требованиям, в том числе в части безопасности.
Требование к наличию полнозаходной винтовой резьбы у пробирок не ставит целью ограничение конкуренции, а направлено на обеспечение оптимального уровня медицинской помощи. Установленным требованиям соответствует продукция как минимум двух производителей: ООО "Гранат БиоТех" (Россия), Greiner Bio-One (Австрия).
Кроме того Заказчик отметил, что, согласно тексту письма ФАС России от 17 июня 2015 г. N ИА/29987/15, такое письмо является разъяснением территориальным органам ФАС о рассмотрении жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови, изданное на основании пунктов 5 и 9 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем такое письмо не может регулировать действия заказчика при подготовке аукционной документации, а нацелено на обеспечения единообразия практики территориальных органов ФАС при рассмотрении жалоб. При этом данный документ не имеет свойства нормативного акта исполнительного органа власти и не является обязательным к применению, в связи с тем, что данный документ не был официально опубликован. Указанное письмо ФАС России касается закупок вакуумных систем забора крови, но не касается отдельных медицинских изделий для взятия крови, закупаемых отдельно, вне вакуумной системы, в том числе вакуумных пробирок.
Относительно необходимости совместимости поставляемого товара с гематологическим анализатором Mindray BC-5300 Заказчик пояснил, что в Учреждении эксплуатируется указанный гематологический анализатор. Оспариваемое требование установлено Заказчиком в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16.08.2021 NАКПИ21-444, разъяснением Росздравнадзора, данным в письмах от 05.02.2016 N 09-С-571-1414, от 22.07.2017 N 04-31270/17.
Заказчик отмечает, что возможность подачи жалобы на положения извещения о проведении закупки не означает возможность участников закупки вмешиваться в лечебный процесс и оценивать потребность заказчика на предмет целесообразности или нецелесообразности.
Лечебное учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии и несет полную ответственность за качество оказываемой медицинской помощи; все характеристики, установленные в Описании объекта закупки, являются значимыми для медицинского учреждения; требования к медицинским изделиям составлены с учетом потребностей медицинских специалистов при оказании медицинской помощи пациентам.
При изложенных обстоятельствах, с точки зрения Заказчика, при описании объекта закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив документы и сведения, представленные сторонами рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
В рассматриваемом случае, Описание объекта закупки содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.
Объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.
Вместе с этим, такое обоснование должно позволять определить необходимость использования вышеуказанных дополнительных информации и свойств, поскольку подлежит составлению именно для этого.
В данном случае обоснование дополнительных характеристик не носит формальный, поверхностный характер, оно раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товара, является надлежащим, соответствующим положениям Правил использования каталога и требованиям Закона.
Следовательно, Описание объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялось Заказчиком с соблюдением требований пунктов 5, 6 Правил использования каталога.
Оценивая правомерность определенных Учреждением требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Закона при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Учреждением в пояснениях сообщено о том, что требованиям описания объекта соответствуют следующие товары:
1) изделия медицинского назначения для забора крови (пробирки вакуумные различных размеров с наполнителями и без) (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21.12.2022 N ФСЗ 2011/09572, производства "Грейнер Био-Уан ГмбХ", Австрия, выданное ООО "ОМБ", Россия);
2) пробирки вакуумные "Acti-FineR" для забора венозной крови с добавками и без по ТУ 32.50.50-001-00057974-2017 (регистрационное удостоверение от 23.03.2021 N РЗН 2019/8079, производства ООО "Гранат Био Тех", Россия).
Комиссией установлено, что предоставленная Заказчиком информация подтверждаются информацией, размещенной в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Данный факт также подтверждается подачей двух заявок с указанием разных производителей товара, а именно был предложен товар производства Greiner Bio-One, ГмбХ, Австрия, ООО "Гранат Био Тех", Россия.
В свою очередь, на заседание Комиссии Заявителем не представлено каких-либо сведений, указывающих на несоответствие вышеуказанных изделий производства Greiner Bio-One, ГмбХ, Австрия, ООО "Гранат Био Тех", Россия, Дания требованиям извещения о Закупке.
На основании установленного, Комиссия делает вывод о том, что на соответствующем рынке имеются товары как минимум двух различных производителей, соответствующих всем требованиям извещения о Закупке и приложений к нему.
Также Комиссия соглашается с позицией Заказчика, что письмо, на которое ссылается Заявитель, в данном случае не подлежит применению, так как объект обжалуемого электронного аукциона включает в себя исключительно поставку пробирок вакуумных для взятия образцов крови, тогда как в указанном Письме ФАС России идет речь о закупках вакуумных систем забора крови, которые состоят, как уже было указано ранее, из нескольких элементов, а именно: вакуумный контейнер (одноразовая пробирка с пробкой и крышкой), держатель и специальная игла.
Ссылки Общества в качестве обоснования своей позиции на решения территориальных органов ФАС России Комиссия считает некорректными, поскольку при рассмотрении приведенных в жалобе случаях комиссиями контрольных органов исследовались иные обстоятельства, отличные от рассматриваемых в настоящем случае. При принятии решений контрольные органы исходили из той доказательственной базы, которая представлялась лицами, участвующими в рассмотрении соответствующих дел. В этой связи, приведенные Заявителем решения территориальных органов ФАС России не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Комиссия учитывает, что необходимость закупки продукции с дополнительными характеристиками обусловлена требованиями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), в которой предусмотрено, что в качестве основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи Закон N 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 323-ФЗ в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы Закона N 323-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки медицинских изделий, исходил их объективных нужд лечебного учреждения и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств.
Довод Заявителя о том, что требование Учреждения о необходимости совместимости поставляемого товара с гематологическим анализатором Mindray BC-5300 влечет ограничение участников конкурентной процедуры Комиссия считает ошибочным в связи со следующим.
В Учреждении эксплуатируется гематологический анализатор Mindray BC-5300. По утверждению самого подателя жалобы, для данного анализатора подходят любые вакуумные пробирки, потому что подача производится строго из открытой пробирки. Вместе с этим, устанавливая соответствующее требование в Описании объекта закупки, Заказчик не указывает на конкретного производителя или товарные знаки поставляемого товара, не предъявляет требований о предоставлении участниками закупки документального подтверждения такой совместимости.
В связи с изложенным, Комиссия не может прийти к выводу, что содержащееся рассматриваемое требование носит характер злоупотребления, направленный на ограничение числа участников закупки.
В свою очередь, Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.
Закон не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения контракта. Иное противоречило бы принципам ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направленным на целевое и экономически эффективное расходование бюджетных денежных средств, сокращения издержек заказчика и предполагающим наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Описания объекта закупки требования к характеристикам показателей не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика; указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.
При этом в случае исключения из Описания объекта Закупки или изменения спорных характеристик, к поставке будет возможен товар с характеристиками худшими, чем требуемые в рамках рассматриваемой Закупки.
Кроме того, Комиссия также обращает внимание на то, что предметом электронного аукциона являлось право на заключение контракта на поставку, а не изготовление предмета Закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
При установлении характеристик товара Заказчик не обязан применять в качестве таковых именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки.
В свою очередь, объективные потребности Заказчика имеют безусловный приоритет перед стремлением Заявителя реализовать свой товар без учета этих потребностей.
Заказчиком был проведен мониторинг товаров, присутствующих на рынке и отвечающих потребностям Заказчика, направлены коммерческие предложения потенциальным участникам Закупки и получены ответы от трех поставщиков о готовности поставить необходимый Заказчику товар.
Необходимо отметить, что установленный статьей 8 Закона принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Доводы подателей жалоб, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить товар, соответствующий Описанию объекта Закупки, Комиссии не представлено.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассмотренных доводов жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает довод жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мед-Х" о нарушении Заказчиком положений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", поскольку рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мед-Х" (вх. N 4620/24 от 02.08.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульская областная клиническая больница N 2 им. Л.Н. Толстого" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку пробирок (закупка N 0366200021824000147) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 7 августа 2024 г. N 071/06/106-632/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024