Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПГРЕЙТ" (далее - Заявитель) (вх. N 4702/24 от 07.08.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой (закупка N 0366200035624005350) (далее - Закупка, электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) на основании доверенности;
- представителя Общества на основании доверенности;
представителей Заказчика на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, извещение о Закупке сформировано с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
Описание объекта Закупки Извещения о Закупке в нарушение норм Закона составлено Заказчиком так, что ряд характеристик и их значений, соответствуют лишь единственному производителю: "ДЖИИ ХУАЛУНЬ Медикал Системз Ко., Лтд." (ДжиИ, Китай) - Аппарат рентгеновский передвижной с С-дугой OEC One, регистрационное удостоверение РЗН 2020/9852.
Участвующий в заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, в частности указав, что единственному производителю соответствуют следующие характеристики: "Кратковременная мощность, кВт", "Максимальная потребляемая мощность малый фокус", "Максимальная потребляемая мощность большой фокус", "Цифровая память текущих изображений".
Заказчик, Уполномоченное учреждение представили письменные пояснения относительно доводов жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 30.07.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
В извещение о Закупке изменения не вносились.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 900 000,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно извещению и иной документации о Закупке в рамках рассматриваемой Закупки предусмотрена поставка товара, включенного в позицию ОКПД2 26.60.11.112.
Комиссией установлено, что в пункте 2 Описания объекта Закупки установлены следующие спорные характеристики товара:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
1. |
Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения передвижная, цифровая |
||
1.2.1 |
Мощность кратковременная, кВт |
|
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013 п.6.1.2, ГОСТ Р 58452-2019 п.4.5 влияет на качество получаемых изображений |
1.3.2 |
Максимальная потребляемая мощность, малый фокус, кВт |
|
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013 п.6.1.3 влияет на качество получаемых изображений |
1.3.3 |
Максимальная потребляемая мощность, большой фокус, кВт |
|
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013 п.6.1.3 влияет на качество получаемых изображений |
1.5.1.3 |
Третий диаметр, мм |
|
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013 п.6.1.5, ГОСТ Р 58452-2019 п.4.4 |
1.8.3 |
Цифровая память, текущих изображений |
|
Установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013 п.6.1.9 |
Заказчик пояснил, что характеристика, установленная в подпункте 1.2.1 "Мощность кратковременная, кВт" со значением " 2", установлена Заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 55773-2013 , ГОСТ Р 58452-2019, информация о данном значении также взята с сайта производителей оборудования, в частности: ДЖИИ ХУАЛУН МЕДИКАЛ СИСТЕМС КО., Лтд., Китай; Цим Имеджинг ГмбХ, Германия.
Вместе с тем, Заказчик согласился, что характеристики, установленные в подпунктах 1.3.2, 1.3.3, 1.5.1.3, 1.8.3 пункта 2 Описания объекта Закупки с указанными значениями, соответствуют единственному производителю оборудования.
Комиссия особо отмечает, что не умаляет права Заказчика на самостоятельное описание собственных потребностей в части определения наилучших для него характеристик (их значений) закупаемого оборудования.
Вместе с тем, из положений частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
Указанная позиция согласуется с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
С учетом изложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, обеспечивали эффективное использование бюджетных средств, при соблюдении им установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом установленные заказчиком требования к объекту закупки не должны соответствовать продукции одного производителя, поскольку это ведет к ограничению числа потенциальных участников закупки.
Частью 1 статьи 1 Закона определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Следовательно, требования Описания объекта Закупки к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности Заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком подобным образом объекта закупки повлекло к созданию необоснованных препятствий для неограниченного круга участников электронного аукциона, повлекших сокращение их количества ввиду исключения возможности участия в рассматриваемой закупке хозяйствующих субъектов, готовых поставить товар, отвечающий потребности Заказчика.
Учитывая вышеприведенные нормы Закона, законодательно не предусмотренное ограничение количества участников аукциона, которое может выражаться, в том числе в установлении в Извещении о Закупке вышеуказанных требований к товару, под которые подпадает лишь незначительная доля взаимозаменяемых товаров из числа присутствующих на рынке, исключает из числа потенциальных поставщиков, лиц, имеющих интерес добросовестного участника хозяйственного оборота, противоречит целям Закона.
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" (далее - Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции: осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответственно, рассмотренный довода жалобы, являются обоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПГРЕЙТ" (вх. N 4702/24 от 07.08.2024) на действия государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения передвижной, цифровой (закупка N 0366200035624005350) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42 Закона.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 13 августа 2024 г. N 071/06/106-657/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024